протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
26 сентября 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы с вами празднуем второй из двенадцати больших праздников церковного года. И в сегодняшнем Евангелии мы слышали удивительные слова, которые Господь говорит народу, окружающему Его в Иерусалиме: «Ныне суд миру сему. Ныне князь мира сего изгнан будет вон». И эти же слова мы слышим в величании кресту. Когда мы поём: «им же нас спас еси от работы вражия». Что это такая за вражия работа от которой нас спас животворящий Крест Господень? Ответ на это - слова Господа, когда он говорит, что цари повелевают народами и называющиеся начальствующими владычествуют ими. Но между вами да не будет так. Но кто среди вас больший – будь всем слуга. А кто хочет быть первый – будь всем раб. И, действительно, людям всегда казалась, что только силою можно завоевать порядок, только силой можно завоевать высокое почитаемое место, только обманом, хитростью, насилием, кровью можно добиться уважения, добиться того, что тебя будут помнить в истории и так далее.

И ярким примером этой работы врагу, как раз являлся пережитый нами недавно двадцатый век. Два насильственных режима – нацистский и коммунистический – каждый обещал благоденствие, каждый обещал благо только своему народу, своей расе, другой обещал благо всем людям, но кончилось это морем крови и крахом того и другого строя, основанного на насилии. А Господь говорит о другом пути, говорит о пути служения. Тот, который людям казался путём поражения, путём унижения, но Господь, пройдя через этот путь, воскресает и побеждает смерть. И нам говорит, чтобы мы шли вот этим путём. Не путём насилия, не путём принуждения, кровопролития, а путём служения добру. Путём даже предпочитания поражения победе которая достаётся кровью. Конечно, неизбежно возникает вопрос: а как же быть с защитой отечества и так далее. Ну, когда речь идёт о государственной политике, то неизбежно, здесь человек становится на защиту своего отечества, полагает душу свою и всё, что с этим связано. Но это есть лишь неизбежная уступка миру сему. Это не есть принципиально выбор христианства. Христианство здесь как бы уступает злу этого мира до времени пока во всём и над всем не будет Христос. И Господь нам в этой жизни даёт трудную задачу – различать. Отдавать кесарю – кесарево, а Божие – Богу. Вот Богу нужно не насилие, не кровопролитие, не принуждение, а Богу нужна любовь и служение. Вот пусть Господь крестом своим, который мы, каждый, на себе носим, напоминает нам об этом. Что служение Богу – именно в следовании Ему. Иметь те же чувствования, что во Христе Иисусе. Аминь.