протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 октября 2010

Фонограмма


 

Гал. 2.16-20

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Лк. 6. 31-36

31И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Когда на исповедь приходят дети, где-то там лет 7, 8, 10, 12, я очень часто им говорю: “А самое главное – не делай другому того, чего не хочешь себе”. Но мы знаем, что это ветхозаветная заповедь и она дана была человеку ещё до прихода Иисуса Христа в этот мир. А вот с приходом всё радикально изменилось. И изменилось внешне почти незаметно. Господь в сущности говорит: делай, поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобою. Не просто – не делай зла, а – делай добро. И вот тот отрывок из Евангелия от Луки, который мы сейчас слышали, он, собственно говоря, составляет центральное учение христианской нравственности. В нём есть две особенности: оно очень простое и понятное, а вторая особенность – что оно практически трудноисполнимое. Но, тем не менее, Господь нас зовёт именно к этому. И не случайно перед этим читался отрывок из Послания к Галатам, где апостол Павел говорит о том, что спасение – через веру в Иисуса Христа, а не делами закона. Если мы думаем, что, исполняя то, то, то и то, мы сразу приобретём спасение, то есть жизнь духа нашего, то мы ошибаемся, говорит апостол. Если спасение через закон, то Христос напрасно умер. А спасение именно вот в этом подражании Христу. В том, о чем апостол Павел говорит в этом же Послании: “уже не я живу, а живёт во мне Христос”.

Конечно, всегда встаёт вопрос, а как же это практически делать? Как можно давать взаймы, не ожидая получить обратно? Как можно давать всем просящим у нас? Вот сейчас мы выйдем из храма, все будут просить – дайте, дайте, дайте. Ко мне один человек пришёл – дайте ему на дорогу до Ташкента, вчера; сегодня – дайте мне до Баку деньги, три с половиной тысячи, и так далее. Вот если всем давать – то это надо всё раздать за неделю и всё. И тут конечно встаёт вопрос – как отличается расточительность от щедрости? И конечно этот вопрос не может решиться вот так, мы не можем сказать – вот ты поступай здесь так, а здесь так, или – ты всегда давай деньги, и прочее. Потому что понятно, если мы раздадим деньги, а у нас семья, дети, и прочее, а тот человек, которому мы дадим, он скорее всего их пропьёт. У меня есть списочек такой, у меня есть люди, которые приходят, вроде так благочестивые и всё, вроде ехать надо кому во Владивосток, кому в Калининград, мы вам обязательно пришлём, обязательно. У меня список – 10 человек, ни один не прислал, ни один. Вот такая правда нашей жизни.

И, тем не менее, Господь нас призывает быть щедрыми. Тем не менее, Господь призывает к самому трудному и непонятному – любить врагов наших. Если любите любящих вас – что особенного делаете? Действительно, это легко. А что значит любить? Вот, если мы внимательно посмотрим, что же говорит нам Священное Писание о любви, то, наверное, это будет не таким уже невыполнимым. Апостол Павел говорит: “Любовь долготерпит”. Значит к нашим врагам, или к тем, кого мы считаем врагами, прежде всего, наверное, начать с этого самого долготерпения. “Любовь не превозносится, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а радуется истине”. Если с нашим врагом произошла какая-то неправда, что-то с ним случилось плохое – мы, конечно, говорим: так тебе и надо, вот хорошо тебе Господь показал, наказал. А Господь говорит – нет, не радуйтесь этому. Радуйтесь истине, то есть тому, что с ним произошло хорошего, что он покаялся, отвратился от своих злых дел. Вот этому радоваться, а не тому, что с ним случилось какое-то несчастье. То есть задача перед нами неизмеримо трудная. И, тем не менее, это – направление нашей жизни. В отличие от закона, это не то, что ты сделай так, так, и так, то есть даются какие-то рецепты, а здесь нам даются некие принципы, направление нашей жизни. И, конечно, это бывает трудно исполнить, но на то нам дан и разум, и апостол говорит: “не будьте младенцы умом”. И, наверное, одна из лучших таких квинтэссенций сегодняшнего отрывка – строчки Максимилиана Александровича Волошина:

Мы отдали, и этим мы богаты.

И мы рабы всего, что жаль отдать.

Аминь.