протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
24 октября 2010

Фонограмма


Гал. 6. 11-18.

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Лк. 7. 11-16.

11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение повествует о воскрешении сына вдовы из города Наин. Город, который находился неподалёку, километрах в пяти, от родного города Иисуса – Назарета. Маленький городок. И вот это повествование – одно из трёх воскресений, которые совершил Иисус: воскрешение Лазаря, воскрешение дочери Иаира, и вот это третье воскресение сына наинской вдовы. Мы видим, что здесь нам прежде всего евангелист рассказывает о любви и сострадании Господа к человеческому горю. Потому что эта женщина перенесла действительно две самых больших трагедии, которые только могут быть в жизни человека – смерть любимого мужа, с которым она соединилась, и эта любовь дала ей сына, и затем этот сын тоже умирает. И она остаётся одна, потеряв двух самых близких и дорогих ей людей. Страшное горе, тем более что в то время не на что было надеяться старой женщине, ни на повторный брак, ни на какое-то пенсионное обеспечение, его конечно не было. Все надежды были на детей, которые поддержали бы родителей в их старости. И вот Господь подходит и говорит ей: “Не плачь. Не плачь, потому что Я рядом, потому что Я с тобой”. Господь приносит ей великую любовь, и когда остановились несшие гроб, Господь говорит юноше: “Тебе говорю – встань!”

Вот великое такое пророческое действие, потому что, конечно, оно нам напомнит и другое воскрешение, тоже вдовы, тоже единственного сына, та сцена, которую мы вспоминаем на страстной седмице – “не рыдай Мене, Мати, се восстану из гроба в третий день”. И Господь вот тем самым разделяет самую печальную судьбу человека, и показывает ей, что её сын, вернувшийся к жизни, что человек, вообще говоря, не исчезает, потому что если возможно воскресение сына, значит возможно и воскрешение каждого человека, то есть каждый человек умирает, только его тело, а душа, которая его покидает, она продолжает жить какой-то другой, новой жизнью, но вот в каких-то исключительных случаях Господь воскрешает, возвращает к жизни, укрепляя веру человека в жизнь и после физической смерти, а главное – даруя ей вот эту великую милость, показывая каждому человеку, что Господь состраждет нам.

И, конечно, нам здесь нужно тоже учиться сказать человеку, который в горе, сказать что-то так, таким тоном, чтобы это не оскорбило, не унизило, не огорчило человека ещё больше, но поддержало, поддержало его в этой вере, поддержало его в том, что Господь рядом с нами даже в самых тяжёлых ситуациях нашей жизни. Нам об этом надо думать, этому учиться, это даёт нам только знание Слова Божия, молитва, общение с людьми, открытость сердца к человеческому горю, к человеческому страданию. Пусть Господь нас научит этому. И ещё научит нас тому, что, как нередко бывает, когда человек уходит из жизни, особенно если уходит неожиданно, а иногда уже и ожидаемо, но на фоне конца жизни другого человека с каким горем человек вспоминает, что он что-то не так сделал, не тем тоном сказал, не дай Бог ещё был в ссоре… И поэтому так важно вспомнить слова владыки Антония Сурожского, когда он говорит, что когда вы в ссоре с каким-то человеком, который вас огорчил – представьте, что этот человек скоро умрёт и подумайте о том, как эти слова, как ваше обхождение с ним будут выглядеть в этом случае. Поэтому так важно нам просить терпения, просить любви к каждому человеку. Это не значит, что вседозволенность и никакой моральной оценки человеческих действий. Но это означает, что всё это должно делаться так, чтобы нам не жалеть потом, когда уже невозможно поправить, кроме покаяния, молитвы об усопшем, и жалеть о том, что мы поступили далеко, очень далеко от того, как могли бы и как должны были бы поступить. Пусть вот эти мысли сегодня останутся в нашем сердце и принесут свой плод.

Аминь.