протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
31 октября 2010

Фонограмма


Еф. 2. 4-10.

4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,– благодатью вы спасены,–

6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

 

Лк. 8. 5-15.

5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

3а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Вот, мы вновь услышали хорошо знакомую большинству из нас притчу о сеятеле. И попробуем перенестись мысленно в то время, когда Господь говорил эту притчу. Конечно, на памяти у Господа прежде всего те люди из его родного маленького городка Назарета, которые, услышали Его слово о том, что исполнилось пророчество Исайи; пришло то радостное время и то благословение, о котором говорил Исайя; пришло в их односельчанине, и те чудеса, та благая весть, которую Он принёс – это есть весть от Господа. И не приняли Его, и даже хотели сбросить с обрыва, но Ему удалось на этот раз избежать их рук. Вот, для Него это был, конечно, пример семени, упавшего при пути, когда люди ничего не понимают и всякими другими соображениями руководствуются, отвергают Его. Конечно, перед мысленным взором Христа был и тот фарисей, который вроде охотно принял Его у себя в доме, но соблазнился тем, что что-то необычное говорит этот Учитель из Назарета, и субботу нарушает, и рук не умывает, и в общем целый ворох преград, и потому он решает для себя что нет, это не от Бога учитель. Камень, который окружил его сердце, камень предрассудков, привычных ритуальных действий, не позволил ему услышать cлово. И, конечно, перед взором Иисуса и Его ученики, которые слышат и с радостью идут за Ним, оставляют свои занятия, свои семьи, свой дом, мало того, перед этим рассказывается о некоторых женщинах, которые служили Ему своим имением и шли за Ним. Рассказывается и о Марии Магдалине, видимо она была той женщиной, которая была в доме того богатого фарисея и припала, и поливала Его ноги миром и волосами отирала Его ноги. Она услышала это слово и оно пало к ней на сердце благодатным призывом, и она оставляет всю свою предшествующую жизнь и следует за Учителем.

И, конечно, важно здесь соотнестись с нашим временем, сколько у нас препятствий, сколько у нас вот этих различных дорог, которые отвлекают нас. Как нередко бывает – человек, узнавший христианство и какое-то время даже бывший в Церкви, вдруг знакомится с буддизмом или увлекается Ветхим Заветом, иудаизмом, и предпочитает или Закон, или образ вот такого слияния, растворения в мире, благодати нирваны в таких вот переживаниях душевных, и оставляет христианство, оставляет Евангелие. И это очень странно, потому что, казалось бы, тот Бог, Который сострадает вместе с нами, Который приходит к нам как один из нас, Который переживает всё, через что проходит каждый человек – усталость, страдания, отвержение, издевательства, побои, самую смерть – сопереживает с нами. Вот, казалось бы, вот этот Бог, Который солидарен с человеком, насколько это возвышеннее всего другого, что предлагают человеческие поиски духовного мира, потому что они все есть вопрошание неба, а вот Сын Божий, Сын Человеческий и Господь Иисус есть ответ на человеческие вопрошания. Как говорил отец Александр Мень – что это всё руки, протянутые к небу, а Христос – рука, протянутая с неба к нам.

И, конечно, в наше время тоже имеется множество и других всевозможных соблазнов, которые камнем ограждают наши сердца. Вот я утром иду по Тверской, от метро “Тверская” по чётной стороне, на противоположной стороне дом 17-19. Там видимо какое-то строительство идёт и такими огромными полотнищами завесили этот дом, чтобы спокойно всё это строить, и так далее. И что же там на них написано? Тысячи людей проходят, и первое, значит, мани – деньги, и такая роковая дама, которая смотрит из-за плеча и вот этот журнал объясняет образ успешной женщины, бизнес-вумен и так далее. Следующее слово красным написано, например – лав. Но там имеется не та любовь, агапа, или какая-то другая, а та, которая непосредственно есть интимные отношения и там как-то даже характеристика идёт, какие они есть и что это такое, и так далее. Всё это тысячи людей проходят и смотрят на всё это.

Наряду с этим я слышу как в метро иногда стали сейчас объявлять не только о том, чтобы помогали слепым людям, беременным, пожилым и прочая, а говорится – будьте вообще внимательны друг ко другу, будьте приветливы, станет другая обстановка вокруг вас. Но это, так сказать, капелька в море вот этой бесконечной пропаганды денег, секса и всего прочего. И телевизионные передачи, сто программ, ну что ж такое? как может человек сто программ посмотреть? что ж там такой богатый выбор? Ну, там не только, конечно, программы о культуре, про животных, а чего там только нет. И вот это камни. И вот казалось бы, я понимаю, почему повесили транспаранты – потому что компания, которая рекламирует свой журнал, оплачивает ограждение этого дома, и строительной компании так гораздо дешевле, или даже может быть выгода будет, дать это место для рекламы этого журнала. Хотя, казалось бы, город мог выделить из своего бюджета небольшую сумму и повесить, скажем, чтобы не поджигали леса, не разводили костры, не засоряли берега наших рек и озёр, убирались за собой, были почтительны к старикам – что-нибудь такое доброжелательное. Человек проходит, всё-таки это всегда влияет. Когда стали говорить: уступайте места – люди стали уступать места. Когда перед этим лет 15 молчали об этом, то как-то было меньше. Потому что люди, всё-таки, знаете, они что им говорят – они с этим и живут. Так что мы поддаёмся, слава Богу. Но, к сожалению, не только хорошее у нас, гораздо больше лёгкости к плохому. Вот человек выходит с утра из метро и первая у него мысль, ага, деньги, вот эта лав и так далее.

Вот камни, которые нас призывают к тому, чтобы подумать – чем мы можем противостоять? Что мы можем сказать о нашей вере, о нашем христианстве? Я думаю, что прежде всего это, конечно, знание вот этого самого слова, которое сеет сеятель. И как бывает печально, когда многие люди, которые ещё не церковные, вроде акафисты читают, молитвы читают, а спрашиваешь – Евангелие читали? – нет, не читали. – Ну как же так? – Ну вот, знаете, советское время… – Советское время! Уже 20 лет прошло после советского времени! Вот это равнодушие, какое-то непонимание того, что это – та духовная пища, которая нам даётся, это слово Жизни, это свет. Когда мы возглашаем на всенощной “слава Тебе, показавшему нам свет!” вот это и есть свет, и мы, как существа духовные, нуждаемся в духовной пище. Если мы себя ее лишаем, держим на голодном духовном пайке, а питаем себя всякой чепухой телевизионной или компьютерной, и прочая, прочая, всякие сомнительные сайты, – то оказывается, что мы своё сердце засоряем всем этим. А ведь знаете, человек ведь на самом деле запоминает всё, что он видит, всё. Нам кажется, что мы отвернулись и забыли – нет. На самом деле всё это хранится в нашей памяти, забивает её, как шлаком сосуды забиваются, так память наша забивается всякой чепухой.

Вот давайте об этом подумаем. Я думаю, что, наверное, прежде всего наше христианство должно проявляться в любви, в делах милосердия, в помощи тем, кто в этом нуждается, в уважении к родителям, в стремлении сохранить семью, в особом стремлении к вниманию и любви к детям, потому что видно, сколько людей, которые с трудной жизнью, с трудным характером, невроз или постоянные страхи или что-нибудь ещё в этой жизни… а это всё следы травм детства, когда недолюбленные дети, и потом это всё вот так. Сколько у нас сирот, какие трудности, когда их берут в семью в 5, 10 лет. Безумно трудно воспитать ребёнка, когда он 10 лет был в детском доме. Это уже инвалиды духовные, душевные инвалиды на всю жизнь. Среди выпускников детских домов наверное процентов 90 – это те, кто в местах лишения свободы по большей части обитают. Вот такие трагедии нашей жизни, и думаю, что всё-таки действительно на первом месте нашей проповеди должна быть любовь, любовь к каждому человеку, любовь друг ко другу, любовь в общении – этим завоевало христианство римскую империю. Не тем, что были какие-то прекрасные иконы, их там почти не было; не тем, что были какие-то золотые украшения и прочее искусство, а жизнью своей. И думаю, что сейчас вот это же самое время, когда не позолотой и помпезными выставками, а когда действительно любовью мы призваны привлекать людей, потому что это путь спасения, это путь радостной, осмысленной, целенаправленной жизни, направленной к добрым целям, к созиданию, а не к разрушению.

Аминь.