протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
7 ноября 2010

Фонограмма


Еф. 2. 14-22.

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

 

Лк. 16. 19-31.

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

7Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Вновь мы слышим притчу о богатом и Лазаре. Притчу, которая нам всем хорошо знакома, понятна и, однако, содержит очень много тем, серьёзных тем для нашего размышления. Прежде всего дело в том, что это образ людей, которые в этой жизни один страдает, а другой наслаждается жизнью. В жизни после смерти всё меняется – страдалец становится счастливым, радующимся, а, наоборот, тот, который имел в этой жизни всё – там мучается в адском пламени. Этот мотив был во многих религиях, современных и предшествующих Евангелию, но здесь мы имеем ещё и другое наставление. Прежде всего, в наше время принято у многих думать, что посмертные мучения, о которых Евангелие говорит, – что это какой-то образ, что конечно так не будет, Бог хочет всем спастись, всё будет в порядке с нами, как-то там всё устроится, так что конечно этого не может быть и всё прочее. Но вот, однако, Господь в притче говорит об этом совершенно серьёзно, что человек, который в этой жизни был равнодушен к окружающим, которые были у него перед глазами, страдает муками совести. Пламень сожаления жжёт его сердце. И, думаю, что это не просто притчевый образ, а некая реальность, которая нам может быть сейчас пока понятна с трудом, но которая на самом деле существует. Ведь мы знаем, что в нашей жизни тоже были какие-то события, когда мы поступили некрасиво, неправильно, плохо, и мы когда вспоминаем, конечно, нам от всего этого становится очень, очень неприятно. А если за всю жизнь и не нашими глазами, а глазами Христа мы увидим всё, то, наверное, тоже будет что-то очень тяжёлое и страшное.

Причём заканчивается эта притча важным очень наставлением, когда богач просит послать Лазаря, что вот у него там пять братьев осталось, чтобы они тоже не пришли на это место мучения, то, во-первых, речь идёт о том, что этот человек опомнился о других и стал думать о них, но тогда, когда было уже поздно, когда он ничего изменить не может. И он просит чтобы Господь сделал какое-нибудь чудо такое, например, воскресение из мёртвых. Вот это вот чудо, наверное, заставит братьев изменить свою жизнь. Но Господь говорит, что у них есть Моисей и пророки, им всё сказано от Бога. «Нет, нет, этому мы не поверим, а вот тому, кто воскреснет из мёртвых – тогда, может быть, они поверят». Но Господь говорит ему очень серьёзно, о том, что если они не слушают Закона, Моисея, пророков, то и если даже кто-то воскреснет из мёртвых – не поверят. Не изменят свою жизнь.

То есть, я думаю, что эта притча прежде всего об упущенных возможностях делать добро в нашей жизни. Конечно, сразу вспоминаются слова замечательного святого, доктора Гааза, который, хотя не был православным, был лютеранином, и был не русским, а немцем, но жил в нашей стране и свою именно святую жизнь, достойную всякого подражания, провёл именно здесь, среди нас, просто в нашем городе, в Москве. И вот действительно это подвигает нас к тому, чтобы подумать об упускаемых нами возможностях. Потому что образ вот такого богача и такого очень бедного человека в советское время он был как-то довольно абстрактным. Но вот сейчас это совершенно конкретно: роскошь тех, кто находится у власти, и крайняя нищета тех, кто оказался выброшен из жизни, и даже не выброшен, но влачит, в общем-то, такое жалкое существование. Когда водитель, шофёр, или доярка, или лесоруб получают 2-3 тысячи в месяц, ну не в Москве, а вот скажем, в Туле где-нибудь, в Сызрани, Саратове, и так далее. То есть условия зарплаты настолько низкие, что, не хотелось бы, но всё это может кончиться социальным взрывом, бунтом бессмысленным и беспощадным не только по отношению к тем, кто виновен, но по отношению ко всем, кто окружает. Вот это бы хорошо понимать, об этом молиться, чтобы этого не было, чтобы была всё-таки не революция, а эволюция в сторону большей мудрости тех, от кого это зависит.

Но, думаю, что на самом деле самое важное здесь не в этом, а вот для каждого из нас, для людей, которые может быть не стоят у власти и от нас мало что зависит в плане таких вот решений законодательных. Но от нас зависит наша жизнь, какой она строится нами повседневно. И вот эти упущенные возможности, которые не пробуждаются ни Законом, ни пророками, ни даже если кто воскреснет из мёртвых – они не изменят сердца этих пяти братьев, утверждает Господь. А что же может изменить? А вот, наверное, то, если бы этот богач в своё время жил бы по-другому. Если бы мы давали пример своей жизнью, жизнью-заботой о тех, кто нуждается в нашей поддержке, заботе – материально, временем, вниманием, улыбка, поддержка, такое доброе слово, тактичное какое-то сочувствие происшедшему и так далее. Вот, наверное, это – оно в состоянии изменить, потому что на глазах этих пяти братьев будет происходить, и, наверное, на это самая большая надежда. Вот давайте об этом подумаем, так, чтобы сегодняшняя притча для нас стала размышлением, по крайней мере на сегодняшний день, о том – кто рядом со мной, кому я мог бы уделить больше внимания, чтобы я не был похож вот на этого человека, который равнодушно проходит мимо нужды там, где мог бы легко помочь.

Аминь.