протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
21 ноября 2010

Фонограмма


Еф. 5. 8-19.

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света,

потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что благоугодно Богу,

11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

 

Лк. 8.41-56.

41И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

5И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,– и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

0Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

5И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение об исцелении кровоточивой женщины и об воскрешении дочери Иаира является замечательной евангельской иллюстрацией к теме, которая является едва ли не центральной для духовной жизни человека – тема закона и благодати. Людям, которые становятся на путь христианской жизни, очень часто хочется узнать, как поступать правильно, какова традиция, как положено. И действительно, как всякое действие, религиозная жизнь нуждается в определённых формах, определённых правилах, и без них она станет чем-то хаотичным. И, в то же время, когда человек основное внимание и центр тяжести в своей жизни переносит на внешнее исполнение правил, когда за ними пропадает то содержание, к которому эти правила ведут, то нередко оказывается духовная жизнь такого человека бесплодной, а сам человек нередко становится подозрительным, мнительным, осуждающим, раздражительным, гневливым и так далее. Хотя, конечно, и без этих правил эти качества вполне присутствуют в человеке, но вот когда человек в духовной жизни стремится исключительно к ним, то тогда духовного роста не происходит. И, наоборот, он являет собой какое-то часто противоречивое впечатление – вроде человек верующий, а всё равно оказывается нетерпимым, оказывается осуждающим всё время. В чём же тут проблема? А проблема в том, что, действительно, закон необходим, но закон, как Павел говорил, был только детоводитель ко Христу. Он только приготавливает человека к тому, чтобы принять благодать Божию. Что на самом деле спасение наступает по вере, вере, доверии к Богу. И, полемизируя со своими оппонентами, апостол Павел и говорит, что Авраам был призван именно верой, именно верой он достигает праведности перед Богом. А закон приходит позже, говорит апостол. И если закон во спасение, то Христос напрасно умер.

И вот сегодняшнее евангельское чтение нам как раз и рассказывает о том, как Господь и люди, которые были около Него, нарушают самые, можно сказать, принципиальные положения закона жизни иудеев того времени. Ну, во-первых, вот эта женщина, которая в толпе прикасается к Иисусу, нарушает всем известные правила, что женщина, у которой какие-то кровотечения, не имеет права, она не чиста, ритуально не чиста, не имеет права ни к кому прикасаться, если на что-то она села, то другой человек не может на это сесть, если он сядет – он осквернится, и целый ряд обрядов для того, чтобы очиститься от этой скверны, и так далее. И вот она в таком состоянии, 12 лет страдает от этой болезни, она нечиста, и решает прикоснуться к этому удивительному пророку из Назарета, которого она уже знает как учителя, как человека необычайной доброты, мудрости, и сзади, в толпе, она тайком прикасается к Его одежде, говоря в себе – если только хотя бы к краю одежды прикоснусь, то выздоровею. И, действительно, почувствовала что тотчас иссяк источник крови и получила исцеление. Знаете, так бывает иногда, когда мне как-то несколько лет назад пришлось тяжело болеть и как-то плохо, плохо, плохо, и вдруг в какой-то момент, слушая радиопередачу наших прихожан о почитании Божьей Матери, о молитве и так далее, вдруг я почувствовал – да, вот в этот-то момент почувствовал человек – произошло исцеление. И наверное многие это пережили в своей жизни, какое-то малозаметное, но явное наступает освобождение.

И вот это произошло очень заметно с этой женщиной. Но Господь заметил то, как Он сказал, “Я почувствовал вышедшую из Меня силу”. И спрашивает: “Кто прикоснулся ко Мне?” Видимо не потому, что Господь не знал, или хотел узнать, сделать это явным, а именно для того, чтобы одобрить того, кто прикоснулся, чтобы он не боялся этого. И Пётр, и другие окружавшие говорят: “Наставник, народ Тебя окружает, теснит, как Ты спрашиваешь, кто прикоснулся, масса людей к Тебе прикасается”. Господь говорит: “Нет, кто-то особенным образом, ибо Я почувствовал исшедшую из Меня силу”. Так что мы видим, что исцеления, которые Господь совершал, это не было каким-то безразличным действием, сила, какая-то часть силы Его переходила на того человека, который нуждался в исцелении. И вдруг женщина перед всеми говорит о том, что это она сделала. Перед всеми признаётся, что она нарушила элементарный закон, даже не правила этикета, а элементарный закон, по которому все жили, она вообще не имела права в толпу то входить, не только прикасаться к праведному человеку. И в трепете и страхе сказала, что это я. И Господь сказал – дерзай! То есть будь смелой, вера твоя спасла тебя. Вот такое первое нарушение элементарного закона этикета, которое рассказывается в этом евангельском отрывке.

И тут же к Нему подходит начальник одной из синагог, молитвенного дома, и просит: “Господи, приди, дочь моя тяжело страдает, болеет, приди и исцели, спаси её”. Видимо он видел произошедшее и дерзнул обратиться с такой просьбой. Господь говорит: “Да, я пойду сейчас исцелю её”. Когда они уже подходили к дому, то эта девочка умерла, и домочадцы этого Иаира вышли навстречу сказать: “не утруждай Учителя, дочь твоя уже умерла”. Господь говорит – “не умерла, но спит”. Когда они услышали, стали смеяться над Ним, что как же, какой это исцелитель, даже не знает, что она умерла, заблуждается и нас хочет обмануть. Иисус подходит и касается, берёт за руку девочку и говорит – “девочка, встань”. И она встаёт. Господь нарушает второе элементарное правило ритуальной чистоты – прикасается к мёртвому. Потому что к мёртвому прикасаться никто не должен был кроме особых служителей, которые после этого проходили тоже длительные ритуалы очищения. Но, несмотря на это нарушение, Господь Своей милостью возвращает эту девочку к жизни.

  И вот так мы видим, что Господь входит к нам в нашу жизнь, Он не чурается нашей нечистоты, Он не стремится к формальному соблюдению закона там, где необходимо его нарушить. И это было нередко в его жизни, нарушение субботы, когда в субботу он давал исцеление людям и в ответ на гневные замечания начальника синагоги (“6 дней в неделе, в них приходите целиться, что вы в день субботний пришли?”) Он говорит: “если у вас осёл или вол упадёт в яму в субботу, не тотчас ли достанете его? Насколько же человек дороже овцы”. И вот Господь нам показывает Свою, во-первых, власть, а во-вторых – любовь. Любовь к человеку, человек становится самым драгоценным для Него. Ни власть, ни соблюдение ритуалов не приносят спасения, а приносит доверие и любовь Божья.

Это не значит, что мы должны сразу отставить все молитвенные правила, не соблюдать всех традиций, которые сложились в нашей христианской культуре. А это означает, что в каких-то случаях – да! человек оказывается дороже. Скажем, если кормящая женщина говорит, что она не может соблюдать пост и в этом кается, то я говорю – Вы совсем не должны в этом каяться, напротив, это естественно, это нормально, что же Вы будете себя лишать пищи, ребёнка лишать пищи, подождите, ребёночек вырастет через год-другой и поститесь сколько Вам будет угодно, а сейчас Вы не должны, сейчас главная Ваша цель – давать жизнь Вашему младенчику. И много, много подобных примеров в жизни. И поэтому вот здесь важно именно не просто закон, и не отрицание его, а вера. Вот та самая вера, которая чувствует, когда можно отступить, а когда нельзя себе давать потачки, наоборот, то, что необходимо, конечно, соблюдать и делать. Всякая форма для любого явления, в том числе для духовной, церковной жизни, конечно, всякая форма необходима. Анархия – это уже хуже всего.

Вот пусть это евангельское чтение сегодня нас расположит к размышлениям, чтобы в нашей жизни присутствовало и то, и другое. Но всё-таки на первом месте стояла вера, доверие к Богу.

Аминь.