протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 ноября 2010

Фонограмма


Еф. 6. 10-17.

10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

 

Лк. 10. 25-37.

25И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение представляется чрезвычайно важным не только для того времени – 2000 лет назад, когда Иисус проповедовал, но, наверное, для всей истории человечества. Во всяком случае, для нас сейчас точно так же как и тогда, потому что речь идёт о преодолении национальных границ, о преодолении национальной исключительности, когда тот или иной народ думал о себе, что вот мы-то самые лучшие, мы-то самые хорошие, мы самые благородные, и свои промахи объяснял какими-то благочестивыми мотивами, а малейшие недостатки другой нации распространял на них на всех: “там они вообще все такие”, и так далее.

Сказано, что этот вот законник подходит к Иисусу, искушая Его. По-видимому, он уже слышал о том, что Иисус говорит, слишком широко понимая заповедь любви. И субботу нарушает ради больных, и так далее, и, искушая, спрашивает – “что делать, чтобы спастись?” Иисус не отвечает ему Своими словами, а спрашивает его то, что он прекрасно и хорошо знал: “В законе что читаешь?” И законник ему отвечает словами самой главной заповеди – “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею крепостью твоею, всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя”. Это молитва, которую каждый правоверный иудей читал каждый день, начиналась словами: “Шма, Исраэль...”: “Слушай Израиль! Господь Бог есть Бог единый…”, и так далее. То есть ответ совершенно очевидный. Господь говорит: “вот, всё правильно, ты правильно ответил”. Он не Сам ему отвечает, а призывает его ответить на его же вопрос. И тогда чувствуется какая-то неловкость, и этот человек спрашивает: а кто мой ближний? Действительно, вопрос – и ожидал, по-видимому, ответа что либо сосед, либо, так сказать, единоплеменник. Потому что для этого законника, для него ближний был, конечно, иудей, который чтит Бога Израилева, который его единоплеменник, и что его Бог есть Бог Израиля, а остальные народы – они все такие недостойные, все люди 3-го, 4-го, 5-го, 6-го сорта.

И тогда Иисус говорит ему притчу. Притчу о милосердном самарянине – одну из самых замечательных, удивительных притч Евангелия. Вы её хорошо знаете, как единоплеменники иудея, попавшего в руки разбойников, избитого, брошенного на дороге, проходит мимо священник, и видит лежащего человека и думает про себя, вероятно, что “он, наверное, уже умер, это мёртвый человек, и если я сейчас прикоснусь даже к нему, то мне потом надо в 2 недели проходить очищение, я не смогу служить сейчас, нет, я пожалуй лучше пройду мимо”. То же самое левит, человек, относящийся к священническому колену, то же самое, видимо, подумал, что он, наверное уже умер, всё это бесполезно, чего-то делать, лучше не оскверняться. Проходит самарянин, говорит Иисус, а самаряне и иудеи относились друг к другу примерно так же, как сейчас относятся в той же Палестине евреи и арабы друг ко другу. И вдруг он-то именно и оказывает милость. И потом Он спрашивает вот этого фарисея, который Его искушал, спрашивает: “кто был ближний человеку, который попал в руки разбойников?” – “Оказавший ему милость”. То есть Он его же словами показывает, что вопрос состоит не в том, кого самарянин считал своим ближним, а вопрос в том, кто оказался ближним этому иудею, который был в таком несчастном положении. Ответ Иисуса не совсем совпадает с тем вопросом, который задаёт ему фарисей. Тот отвечает, что да, вот тот-то и был ближний, который оказал ему милость, а этим ближним оказался человек, принадлежащий к другой нации, которые друг друга ненавидели и презирали.

И вот в нашей жизни тоже нередко бывает так. Я был нередко свидетелем того и сам, и другие люди рассказывали, когда именно кто-то из людей кавказских или узбеков, то есть людей, приехавших с Востока, они оказывали больше внимания и помощь пожилым людям, нуждающимся, как-то с таким особым уважением к старшим относятся… То, что в России абсолютно утрачено. Старше, младше – неважно. Сейчас стали хоть, слава Богу, место уступать, и то потому, что стали говорить по радио, в метро по трансляции, что вот уступайте пожилым, беременным уступайте, раньше, в советское время, стеснялись, слово беременная было почти как неприличное. А сейчас стали говорить – люди стали уступать. Слава Богу. И вот так думается, что действительно как важно то, что мы встречаем, слышим, видим каждый день. Если бы мы видели, проходя по улице, не рекламу духов и прочих неприличных вещей, всяких отношений и прочее, а вот уважение к старшим, внимание к детям, и всё прочее, наверное тоже как-то откладывалось бы в нашем, так сказать, сознании. И вот это тоже важно понять, что христианство призывает к стиранию границ между людьми, что все мы дети единого Бога, что вот это чувство национальной исключительности, социального превосходства, это то же самое грешное чувство, которое переживали иудеи. Поэтому нам важно помнить о том, что христианство приходит для того, чтобы всех людей сделать братьями, не только теоретически, но и в практической жизни.

Давайте об этом с вами помнить всегда и помнить о том, что все мы дети единого Бога.

Аминь.