протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
5 декабря 2010

Фонограмма


Кол. 1. 12–18

12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

16ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано;

17и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

18И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство

 

Лк. 12. 16–21

16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение предлагает нам притчу, которая обычно называется «о безумном богаче». Речь идет, конечно, не о том, что человек этот был сумасшедший, безумный, наоборот, он был очень такой хозяйственный, сообразительный. Понял, что очень большой урожай, не вмещает его амбары, их надо будет разобрать, построить новые, и сказать после этого душе своей: «душа! ешь, пей, веселись. Много богатства лежит у тебя, на много лет». А Бог сказал ему: «в эту ночь душу твою возьмут от тебя». Не указано – то ли он умрет, то ли, как говорится, его в связи с его профессиональной деятельностью кто-то убьет… Но так или иначе он закончит свою жизнь. «Кому достанется то, о чем ты так много заботился?»

И вот эта притча, она как бы является самым ярким обличением нашего времени, особенно то, что мы видим вокруг себя в нашей стране. Наверное, в других странах примерно похоже, но это далеко и не так важно для нас. Нам важно что мы видим здесь, вокруг себя. И, причем, эта притча ведь произносится вскоре после того как Господь говорит: «кто отвергнется Меня перед человеками, тот отвержен будет Ангелами Божиими». «Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими». «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Духа Святаго, тому не простится». И далее говорится об ответственности, о свидетельстве христиан, свидетельстве даже до смерти, и так далее. И когда Господь говорит о таких важных вещах, совершенно неожиданно его спрашивает некий человек. «Некто из народа сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Господь говорит о вечных истинах, говорит о духовных проблемах, о том, как важно для человека сохранять верность Богу и верность своему духовному пути! А этот человек, который стоял в толпе и слушал, он больше всего заботился о том, мысль его была целиком поглощена его личной проблемой – что брат не хочет с ним разделить имение, как это будет всё трудно, сложно и так далее. Вот такой вот невероятный контраст! И в ответ на это Господь сказал: «кто поставил Меня делить или судить между вами?» То есть ясно, что Господь пришел не для того, чтобы наши мелкие тяжбы разрешить, а чтобы нас ввести совсем в другую, в новую жизнь. И затем сразу идет вот эта притча о безумном богаче.

В самом деле, речь ведь идет о том, что, как один автор известный озаглавил свою книгу даже: «Иметь или быть?». Потому что человек может много чего иметь, но всё это очень легко может быть у него отнято, исчезнуть. А вот «быть» – гораздо труднее, но зато это не отнимется никогда у человека. Знание, добро, добрые дела сделанные, расположение, понимание других людей, понимание своей цели жизни – всё это составляет важное для человека «быть». Кто он? А не то, что он имеет. Человек может иметь много, очень много, но мы знаем по судьбе одного известного бизнесмена – как быстро он всё это потерял. Конечно, это всё несправедливо, конечно, всё это плохо, речь идет сейчас не о нём, а вот именно об этом желании иметь, обладать. Господь неслучайно нам говорит: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» и так далее. Как много несчастных случаев, пожары и всё прочее, всё это уничтожается мгновенно, и, утратив это, человек остается ни с чем. И, напротив, человек, который имеет в сущности немного, но он имеет богатство своей души – вот это невозможно ни отнять, ни похитить.

Конечно, в наше время, которое мы видим вокруг себя, сплошные взятки, я знаю, скажем, что сдать на права, вождение – невозможно с первого раза. Мне даже рассказывали одни наши сестры, которые собрали такой маленький кружок и решили не давать взятки за сдачу экзаменов по езде, и 10 раз им пришлось сдавать, но они не платили. В конце концов «надоели», дали им права, «ладно, катайтесь». И так во всём. Это вещь такая маловажная, а вот когда человеку надо просить какие-то колоссальные деньги за операцию, какие-то еще вещи… Причем, неофициально. Когда надо куда-то в суд давать деньги, потому что обвинение ложное возведено на человека, за деньги тоже, надо откупаться еще большими деньгами… Вообщем, полная разруха, полное какое-то беззаконие. И впечатление такое, что как-то это мало кого волнует в этой вертикали власти.

Думаю, что нам этом фоне нам важно не поддаваться этому духу нашего времени. Мы понимаем, что в советское время, мы часто сравниваем, а сравнение оказывается не в пользу современности. Хотя, должен вам сказать, что нельзя так наше время чернить. Вспомним множество замечательных книг, которые сейчас лежат на полках – пожалуйста, покупай, бери, читай. Раньше доставали, сдавали макулатуру, в самиздате издавали, ксерокопировали, перепечатывали и всё прочее, прочее, прочее. Сейчас всё это есть. Храмы, которые были закрыты, а в некоторых местах 200-300 километров надо была ехать до ближайшего храма. Сейчас пожалуйста – открыты, всё есть. Ну и сказать, что народ на всё это посмотрел?.. Боюсь, что народ по большей части занимает позицию этого человека, который заботится, прежде всего, о том, как бы там правильно отхватить свою часть и не потерять ее. Вот, очень важно нам не поддаваться духу этого времени. Конечно, необходимо человеку иметь и жилье, и кров, и так далее, даже машину и прочее. Всё не так страшно, но чтобы это не составляло главное сокровище жизни, чтобы жизнь своим содержанием имела не «иметь», а все-таки «быть». Быть с Богом, быть с правдой, быть с истиной. Думаю, вот это очень важно нам сегодня из этой притчи для себя извлечь. Как в одном месте апостол Павел говорит: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь духом ума вашего».

Аминь.