протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
12 декабря 2010

Фонограмма


1 Тим.1,15-17

15Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

16Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

17Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

 

Лк.13,10-17

10В одной из синагог учил Он в субботу.

11Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

5Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодня нам предлагается евангельское чтение об исцелении женщины, которая 18 лет была согнута, скорчена, не могла распрямиться. Был ли это радикулит, была ли еще какая болезнь – сказать трудно. Может быть, какая-то психическая скованность человека, но, так или иначе, она была, как Господь сказал «связана», сатана связал ее 18 лет. И Господь исцеляет ее, несмотря на то, что был субботний день, а всякое целительство как врачебный труд в субботу был тоже воспрещен. И вот Господь, возлагая руки, говорит: «будь свободна от твоей болезни», и она тотчас выпрямилась.

И стал Его упрекать (не непосредственно Иисуса, а как бы всем сказал) начальник синагоги, что есть 6 дней в неделе, приходите тогда целиться, а не в день субботний. И Господь говорит ему: «лицемер, ведь вполне закон наш разрешает в субботу вести поить осла или вола». Отвязывают его от привязи и ведут поить, потому что понятно, что животное может без этого погибнуть, без воды. Тем более человека надо было развязать от этой болезни в день субботний.

И, думаю, что сегодняшнее евангельское чтение содержит две важных для нас мысли (конечно, не только их, но две во всяком случае). Первая – о великой исцеляющей силе любви. Господь так сумел это сказать, что не только Его благодатная сила, а Его любовь, Его добро, Его доброжелательность к этой женщине совершила чудо. И мы знаем, что, действительно, словом человека можно исцелить, можно поднять, улучшить настроение, и исчезнет всё дурное и тяжелое от сердца его. И так же словом, и просто дурным отношением, недоброжелательством, агрессией можно человека загнать еще глубже в его какой-то недуг. Поэтому нам важно иметь всегда перед глазами этот пример. Известно, что некоторые талантливые психотерапевты самыми неожиданными способами исцеляют людей от каких-то фобий, клаустрофобии, боязней, комплексов и так далее. Талантливые терапевты, бывает, несколькими словами освобождают человека от того, от чего он не мог освободиться годами с помощью всякого рода лекарств. Причем, конечно, непременным условием является то, что этот терапевт, врач очень расположен к людям, что он любит этих людей, сердце его наполнено любовью и состраданием. И вот Господь такую дает благодать. И это есть не только у специалистов – это у каждого человека! Если мы относимся к другому с добром, с желанием добра, не только словесно, а даже в сердце своем несём, то мы всегда можем человека поддержать и облегчить его состояние. Ну и, конечно, когда человек приходит в храм, как много мне приходится слышать от людей, что была какая-то тяжесть на сердце, пришла в храм – и всё стало совсем в другом свете. Вот что значит божественная любовь и благодать. Поэтому не будем отгораживаться от этого исцеляющего действия божественной любви и не будем в своем сердце удерживать ее. Потому что всякая недоброжелательность, всякая агрессия, даже если она не выявлена явно, в словах, она в нашем сердце – она создает тяжесть для другого человека, на которого она направлена. Так что будем помнить об этой ответственности за наши чувства по отношению к другим людям. Это первое.

Второе важное, что в сегодняшнем Евангелии – оно, собственно, всё говорит с осуждением такого церковного духовного формализма. Что в день субботний – значит то-то можно, а то-то нельзя. Человеку, конечно, необходимы какие-то правила, какие-то границы, ни в коем случае нельзя, скажем, отменять пост или какие-то сложившиеся традиции церковной жизни. Речь идет не об этом, а о том, что в каких-то случаях – да! это отменяется. Потому что нам важно, чтобы между нами и Богом были честные отношения. Когда у человека какой-то недуг, какие-то заболевания, он постом кушает творог или что-то такое – это совсем не то же самое, если человек безразличен вообще: «А! мне проще колбасу кинуть на сковородку, и всё». Если человек это делает действительно из такой нужды настоящей, то не нужно этого бояться. Если человек это делает из безразличия, равнодушия – вот это, конечно, уже гораздо хуже, потому что Богу важно наше сердце. Важно не только соблюдение внешних правил, они нам даны, да, и необходимы, но важно, чтобы отношения были честными. Если человек не может – не нужно, чтобы он себя скручивал в бараний рог и что-то преодолевал. Бог совсем не хочет, чтобы мы страдали от каких-то религиозных традиций, хочет, чтобы было нам во благо. Вот давайте об этом с вами помнить. В том-то и трудность христианства часто, что оно не дает нам определенные рецепты, а дает некие принципы – принцип любви, принцип доверия Богу, доверия Его любви, и честного отношения с нашей стороны. Где мы можем сделать какие-то усилия, где это не так для нас, так сказать, угрожающе – будем эти усилия делать. Там где мы действительно не можем – «Господи, я был и рад, готов, но не получается – скользко на улицу выйти, вижу плохо, дети маленькие, заболел кто-то…» – конечно, Господь нас за это не осудит. Вот давайте об этом помнить и пусть это евангельское чтение будет сегодня предметом наших размышлений, во-первых, об исцеляющей силе любви в каждом человеке по отношению к другим и к самому себе тоже. И о недопустимости вот этого церковного формализма.

Аминь.