протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 декабря 2010

Фонограмма


… мы приходим в печаль, когда мы видим – что совершается вокруг нас: вот эти недавние события на Манежной площади. Конечно, понятно, что всё это происходит не просто из-за каких-то фанатов или «кавказцев» и прочее, а происходит из-за коррупции страны. Коррупции, означающей разложение, гниение. И вот где-то это прорывается и понятно, что ОМОН уже с этим делом не справляется, потому что это не правозащитников разгонять, а здоровенных ребят, которые в числе нескольких тысяч готовы на всё. И вот, конечно, сердце наше печалится, потому что мы понимаем – продажные суды, продажная милиция, любого человека за деньги можно посадить, любого человека виновного за деньги освободить и так далее. И, конечно, сердце наше печалится, и мы грустим всегда из-за того что – как? почему зло побеждает в нашей стране всё время? Казалось бы вот-вот что-то должно улучшиться – и опять становится не лучше, а только хуже. Всем казалось, что в 1917 году после падения монархии будет хорошо, замечательно, все радовались, но потом кончилось еще гораздо худшей диктатурой, и бесправием, и нищетой, и бедностью, и кровопролитием, чем то, которое было при Николае II. Казалось, что в 1991 году – вот тут-то наконец наступит демократия, но ничего подобного: все эти демократы стали набивать карманы себе и прочее-прочее, и так оно уже сошло. А чтобы это удержать – вводят вертикаль власти и прочие вещи.

И вот утешением для нашего сердца является воспоминание об одном пророке, память которого сегодня Церковь празднует – пророк Аввакум. Мы о нем читали. Надо сказать, что имя пророка Аввакума столь важно для Церкви, что всегда, когда читается канон, кому бы он ни читался, – первая песнь посвящена, например, переходу Израиля через Чермное море, чудесным образом спасение из египетского рабства; другие песни – другим моментам, а вот четвертая песнь всегда посвящается пророку Аввакуму. И особенно замечательный ирмос на пасхальной: «на страже стоящий пророк Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасения мира бысть».

И вот, этот пророк написал совсем небольшую книгу. Он жил в VII веке до Рождества Христова, когда израильский царь Иосия был убит, и надежды на благополучное царствование рухнули. Наоборот, усилилось Халдейское царство, которое наступало со всех сторон на Ближний Восток, и союз Израиля с маленькими государствами рушился… И вот пророк Аввакум ставит перед Богом (собственно, вся книга – как диалог пророка с Богом), он ставит перед Богом самые главный и мучительный вопрос: почему, Господи, Ты попускаешь зло? «Для чего Ты даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный». Вот всё то же самое, один к одному описывает нашу с вами ситуацию.

И говорит о том, что надвигаются вот эти Халдеи, «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого исходит суд его и власть его. Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу». И, тем не менее, пророк верит в то, что добро победит. И говорит об этом зле «так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы» – Бог говорит устами пророков о людях, несущих зло «за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем». «Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!». И далее говорится, что будет победа от Господа: «ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море». И пророк также говорит, что «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Не событиями положительными в этом мире, который лежит во зле, а верою в конечную победу добра. А душа надменная не успокоится, зло сеет только зло.

И далее он обличает язычников, говоря: «Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания нет в нем». Так и богатство, которое стало богом наших современников, нашей страны. «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!».

И далее пророк утверждает окончательную победу добра: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха». И даже если будет вокруг несчастье и бедствия, то всё равно пророк говорит о том, что он знает Господа и сохраняет эту веру в победу добра. Сохраняет веру и радость оттого, что он встретил Бога на своем пути. «А я должен быть спокоен в день бедствия, когда приидет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,– но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!».

Вот такой удивительный пророк. Маленькая книжечка, всего три небольших главы, но эта удивительная вера утверждается еще до Христа, до Воскресения. Тем не менее, утверждается. Это удивительно, что потом будет повторять апостол Павел в своих Посланиях, что «праведный своею верою жив будет».