протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 декабря 2010

Фонограмма


Кол.3,12-16

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

 

Лк.17,12-19

12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее Евангелие называется обычно «Евангелие о десяти прокаженных» – о том, как Господь даровал исцеление десяти людям, страдавшим проказой, которые были из-за этой болезни отделены от общества, не имели права приближаться ни к кому из здоровых людей на расстояние ближе чем 10-20 шагов, и вели, конечно, такой страшный бездомный образ жизни, и страдая еще от этой страшной болезни, когда тело человека заживо гниет, разлагается, разваливается на куски. И вот Господь говорит им: «идите, покажитесь священнику», потому что именно священникам было дано тогда право не только молиться о болящих, но и удостоверять то, что он исцелился, то, что он теперь уже этой болезнью не болен и он может жить вместе со всеми людьми. То есть, он не только не болен, но и освободился от ритуальной нечистоты.

И вот из этих десяти только один возвращается к Господу, и падает ниц перед Ним, и благодарит Его за исцеление, и то был самарянин. И Господь говорит: «не десять ли очистились? тогда где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, только иноплеменник сей?». Господь опять обращает наше внимание на то, что этот самарянин, как и в притче о милосердном самарянине, оказался в данном случае благодарнее, оказался глубже, перед Богом стоял лучше, чем люди, которые почитались действительно иудеями, правоверными. Опять обращает наше внимание на то, что такой, казалось бы, в обществе аутсайдер, маргинальный человек, оказывается более открытым сердцем к Богу, чем люди традиционной религии. Конечно, это для всех нас огромный урок, что иногда люди, которые вне Церкви, которые, может быть, меньше знали, меньше читали, чем мы, они оказываются более благочестивыми, более благодарными, более открытыми, чувствительными к Богу, к Его благодати, чем люди, которые вроде бы всё время в Церкви. Это первая тема. Хотя, казалось бы, именно иудеям и надо бы хвалить Бога, потому что само название «иудеи» – «иуда» по-древнееврейски, означает «хвала». Народ призван хвалить Бога за своё избранничество.

И вот это другая тема, тема благодарности. Потому что как часто мы ропщем на Бога, как часто, получив какое-то благодеяние, мы к нему относимся как к чему-то естественному... Легко человеку составить список всех тех благодеяний, которые он имел от Бога, особенно когда впадает человек в уныние, и он увидит, что на самом деле баланс вообщем-то в пользу хорошего. Часто человек имеет хорошее здоровье, прекрасное, и, тем не менее, унывает, обижается, даже человеку нравится быть обиженным, «вот все вокруг такие плохие, а он такой бедный-несчастный» и так далее. Вместо того, чтобы своей силой, всем, что даровано от Бога, с благодарностью служить Господу, помогать другим и быть совсем другим, благодарным человеком.

И, наконец, заканчивается Евангелие словами Господа, обращенными к этому самарянину: «восстань, вера твоя спасла тебя». Слово «восстань» в древней Церкви было эквивалентным слову «воскресение». Господь воскрешает его к новой жизни, освобождая его от этой страшной болезни. И соединяет опять «вера» и «спасение», «исцеление». Так что, действительно, это всегда неразрывно связано: «по вере вашей да будет вам». Поэтому нам так важно помнить о том, что действительно Господь воскрешает и нас к другой, новой жизни, свободной от немощей, свободной от греха, если мы только идем за Ним.

И вот сегодняшний день как раз для нас тоже является днем благодарности, благодарения – память святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца – удивительного святого, к которому множество людей обращается в России, так что даже нередко в деревенских домах икона святителя Николая занимала центральное место, а остальные были где-то там на периферии, или была вообще единственной иконой в доме. Очевидно, опыт народный часто имел такую удивительную помощь, наверное, многие из нас имели такой в жизни опыт, когда обращение к святителю Николаю действительно давало такую вот удивительную помощь и поддержку.

А для нашего храма тема благодарения особенно очевидна, поскольку 19 лет назад в этот именно день – святителя Николая, 19 декабря – совершилась первая Божественная литургия после 60-тилетнего перерыва. В 1930 году храм был закрыт, а в 1991 году в этот день первая Божественная литургия. Так что для нас это особая причина быть благодарными и святителю Николаю, и Господу Нашему, Который как и многие тысячи других храмов вернул верующим. И поэтому помнить о том, что с нашей стороны тоже должна быть благодарность прежде всего за это – что перед нашей страной, которая 70 лет жила в атеистическом рабстве, открылась эта прекрасная возможность – жить полной человеческой христианской жизнью. К сожалению, используется она очень немногими. И даже Евангелие, которое продается уже 20 лет свободно, читали целиком, может быть, от силы 1-2 процента. Значит, 98 % к этому остаются совершенно равнодушными. Прочтя одну-несколько страничек, закрывают: «как-нибудь в другой раз, когда будет время». А времени может и не быть!

Так что давайте об этом подумаем, и будем молиться и о стране нашей, и сами будем благодарить Господа за все те благодеяния, которые Он на нас изобильно изливает.

Аминь.