протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
26 декабря 2010

Фонограмма


Кол. 3. 4-11.

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

 

Лк. 14. 16-24.

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

 Сегодняшнее воскресение называется Неделя праотец. Это воскресение предшествует празднованию Рождества Христова, а вот следующее воскресение, непосредственно уже перед Рождеством, будет называться Неделей святых отец, когда мы будем вспоминать всех, кто от Авраама до Христа были предками по плоти Господа Иисуса Христа. И будем читать Евангелие от Матфея, вот этот длинный перечень имён, с которого начинается Евангелие от Матфея, первая глава.

  А сегодняшняя Неделя посвящена всем праведникам Ветхого Завета, всем дохристианским праведникам. И вот в этот день, в это воспоминание, Церковь нам предлагает притчу о званых на вечерю. Смысл притчи очень простой. Зовёт некий богатый человек на свой роскошный пир друзей, знакомых, родных, словом, всех, кого он хочет видеть рядом с собой и с ними иметь радость общения, поделиться с ними своей любовью, своим богатством, своим праздником. Но совершенно неожиданно они начинают отказываться. Один говорит, я землю купил, иду её посмотреть, другой говорит, я купил пять пар волов, надо их испытать скорее, посмотреть, как они в работе. Третий говорит – я женился и поэтому не могу придти. А притча рассказана в ответ на слово одного из слушателей Господа, когда Он был зван на вечерю к одному человеку и там говорил другие наставления и поучения, и этот человек сказал Ему, некто, из возлежащих с Ним: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием. То есть он понял, что Господь говорит о каких-то важнейших вещах вечной жизни каждого человека, к которой каждый из нас призван. «Вкусит хлеба в Царствии Божием»,– то есть тот, кто удостоится воскресения праведных,– и вот это высшее счастье, высшее предназначение для каждого человека. И в ответ Господь рассказывает вот эту притчу о званых на вечерю, как бы говоря: «да, конечно, это высочайшее счастье для человека, к этому он призван – празднованию того духовного начала, которое в него вложено». И рассказывает вот эту печальную притчу о том, что на самом-то деле большинство людей предпочитают земные ценности, потому что это всё где-то далеко, это всё невидимо, а вот то, что сейчас, оно есть, оно наше, оно близко, вот за это и надо держаться, а всё остальное – это духовное призвание человека – когда будет время, когда посвободнее буду, землю свою посмотрю, испытаю этих волов, радость брака вкушу – тогда уже будет всё остальное. И понятно, что притча, конечно, направлена к тому, что Господь зовёт всех, и высшее предназначение человека всё-таки не земное счастье, не земное существование, хотя, конечно, Господь даёт нам это, часто именно как образы той радости, которая ещё большая ожидает человека в будущем. Но люди предпочитают остаться здесь, остаться, остановиться в самом начале своего человеческого пути, остановиться на земном, остановиться на материальном.

  И почему в этот день праотец, когда вспоминаются ветхозаветные праведники, начиная с Еноха, одного из ранних, ближайших потомков Адама и Евы; Авеля; Ноя благочестивого, которого Бог спас от потопа с его сыновьями в ковчеге; Авраам, и все прочие замечательные судьи Израиля, пророки, все-все праведники Ветхого Завета? Потому что они были теми самыми людьми, которые призывали человека к его высшему предназначению. Ведь часто человек бывает несчастен именно потому, что он как бы не реализует вот это духовное своё начало, забывает о том, что он состоит не только из тела и души, что ему потребна не только телесная пища, общение с друзьями, музыка, книги и так далее, но ему необходима жизнь духа, которая есть всегда только встреча с Богом. И эта высочайшая встреча, конечно, дана людям именно в приходе Господа Иисуса Христа. Наш Бог – это Тот, который сострадает вместе с нами. Потому что как часто человек бросает Богу упрёк вслед за Иваном Карамазовым: я в Бога то верю, но вот мира Его не могу принять. Конечно, это трагедия, конечно, это сложно, но человек призван именно к этому какому-то высшему предназначению, не просто, так сказать, такое счастье полного корытца для кроликов и поросят, а к чему-то гораздо большему. И вот это большее люди часто не хотят принимать, хотя о нём свидетельствуют замечательные люди, замечательные праведники Ветхого Завета говорят об этом. Ной имел куда большее счастье, и даже в мирском устройстве, чем те люди, которые на него с ужасом взирали, когда он на сухом месте строил огромный корабль на суше, «ну с ума сошёл просто, вместо того, чтобы делом заниматься, он какие-то строит корабли». А оказалось, что прав-то был он. Когда говорят о том, что большинство народа что-то не поддерживает, большинство народа хочет того-то и того-то, но понятно, что ведь истина, как правило, оказывается на стороне меньшинства. Когда начинают всякие лозунги «Россия для русских», вот мы, так сказать, заживём, когда эти все азиаты уедут от нас… Всё это нелепость, прежде всего потому что а как решить: русский или нерусский, скажем, человек, у которого отец армянин, а мать русская, или отец грузин, а жена чеченка. Так если он на половину или на четверть, что, мы встанем на путь нацистов, которые вычисляли: с 1/8 еврей должен идти в газовую камеру, но с 1/16 – ладно, ещё подумаем, может быть по знакомству, по блату, за взятку оставим. Мы не можем становиться на такой путь, потому что мы понимаем, что мы все дети одного Отца. Мы все дети Божии, и призвание каждого человека – то богатство, которое есть у него, прежде всего духовное, материальное богатство, это разделить с другими. И в этом отношении именно наша страна могла бы дать пример, потому что, обладая огромным богатством, и, сравнительно с территорией, небольшим населением, могла бы дать пример именно вот этого труда и помощи для других людей, а не замыкаться в своём эгоизме, потому что от этого только хуже – и нищета, и всё прочее, а ещё всякая ненависть, вражда и всё прочее. Так что голос большинства совсем необязательно оказывается правым. Известно, что даже в развитых европейских странах большинство было против отмены смертной казни, и, тем не менее, именно меньшинство вело к этому. Это всегда так, потому что истина открывается немногим людям. И вот этот трагизм истины в истории именно и вспоминается сегодня в этой притче Господа. Да, зовут многих, зовут всех, самых лучших, образованных, прекрасных, богатых, но они отворачиваются. Это не только тогда, не только в древнем Израиле, который отворачивается от своего Мессии, которого ожидал, но это и в наше время то же самое. Поэтому так важнооРо, что мы, пришедшие сегодня сюда, в эту безумную погоду, по этим скользким тротуарам, (я думал, сегодня вообще никто не придёт, но вот так много пришло, преодолели. Так что слава Богу). Но помнить о том, что – да! мы эти самые не только званые, но и избранные, которые услышали.

  Но знаете, тут есть тоже серьёзное предупреждение. Вот, в другом Евангелии эта притча заканчивается словами, что вышел посмотреть царь, который устраивал пир – как гости радуются его празднику? и увидел человека в небрачной одежде. «Как ты сюда попал?..» Так что важно об этом тоже помнить, чтобы мы, приходя сюда, идя за Христом по нашей жизни, не оказались вот такими лишёнными брачной одежды, оказались лишёнными знания Евангелия и стремления, желания всем сердцем жить по нему и быть примером для других людей. Потому что как часто люди ссылаются – а вот у вас там попы делают то-то и то-то, а вот там христиане делают то-то и то-то, плохое. И правильно. На это лишь приходится отвечать что да, но надо смотреть не на большинство, а на святых. Церковь проявляется в своих святых. Когда мы говорим «верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», мы говорим о том, что мы верим в Церковь святых. Не тех людей, которые, себя называя христианами, были на них непохожи, были лишены этой брачной одежды.

  Давайте об этом с вами помнить и всегда помнить о том, что правым-то оказывается не большинство. Истина оказывается вот в этом меньшинстве, истина оказывается всегда если не презираемой, то во всяком случае не возвеличенной в обществе. Но Господь сказал, что Он пришёл – есть такие замечательные слова – «рассеянных чад Божиих собрать воедино». Увидеть, призвать, чтобы услышали евангельскую весть те, кто могут придти. И не смущаться тем, что многие её не слышат. Но быть достойными тех, кто услышал, и быть достойными свидетелями. Вот в этом суть нашего призвания и избранничества.

Аминь.