протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
2 января 2011

Фонограмма


Евр. 11. 9-10, 17-23, 32-40.

 

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми'лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.


 

Мф. 1. 1-25.

1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою

25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.


 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Одним из многих печальных последствий трагической судьбы нашей страны в 20-м веке, веке революции, последующего атеистического режима, гонений, было то, что из-за решимости истребить некоторые слои населения, прежде всего духовенство, дворянство, купцов, буржуазию так называемую, тех, кто так или иначе не подходили под взгляды большевиков, - и следствием этого было то обстоятельство, что люди, жившие тогда, часто не говорили детям, кто их дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки. Даже скрывали и своё происхождение, от кого-то просто отказывались, многие люди ни в коем случае не сознавались, что у них есть родные и очень близкие родные среди эмиграции, за границы и так далее. И вот поколение, которое жило уже после войны, практически знало только в лучшем случае своих бабушек и дедушек, а что было раньше, ничего не знало. И это не просто некий повод для гордости. На самом деле это ведь необходимый элемент того, что психологи называют “система ориентации”. Для каждого человека необходима система ориентации, которая в себя включает представления о добре и зле, какие-то определённые ценности нравственные, какое-то определённое представление об устройстве мира и так далее. И вот в эту же систему ориентации входит и знание своих родных, откуда человек произошёл. Вот мы всегда как-то были приятно поражены тем необычайным достоинством, с которым держался святейший патриарх Алексий. Такое благородство, такая мудрость, даже внешне в его поведении, в его осанке, это всегда было. Думаю, что одно из многих обстоятельств, которые этому способствовали, было то, что он прекрасно знал, что среди его предков были и адмиралы, были военные министры, были участники войны 1812 года. В Храме Христа Спасителя можно видеть, по-моему, полковник Ридигер, участвовал в каком-то сражении. Когда человек это знает, он себя совершенно иначе чувствует. Он прежде всего понимает, что на него возложена ответственность не посрамить честь рода, быть достойным его прекрасных предков. Когда человек этого не знает, он как-то в мире всё-таки потерян. И у меня даже есть один яркий очень случай, когда одна наша прихожанка, она допыталась, всё-таки узнала, кто были её родители, дедушки, прабабушки и так далее. Открылось, что это были люди, которые были раскулачены, гонимые, где-то сосланы в Сибирь и так далее, и поэтому это скрывали. А когда она это узнала, и съездила в то место, откуда её предки происходили, она сказала, что совершенно иначе себя стала чувствовать в этой жизни. Она поняла, что её прадедушка, прабабушка были уважаемыми людьми, трудолюбивыми. У них были большие поля, они были, то что называлось купцы, кулаки. На самом деле это был самый трудолюбивый класс, который держал всю Россию. Это только один лишь пример, когда человек, узнав об этом, себя как-то совершенно иначе ощутил в жизни. И так действительно складывалось, что многие люди узнают (вот только сейчас, в наше время), что у них кто-то из предков были священники, занимали такое хорошее положение, были прекрасными, уважаемыми людьми и так далее, и человек действительно начинает себя по другому ощущать в этой жизни. Иначе в ней ориентироваться, как говорят психологи.

И вот когда мы читаем родословие Господа Иисуса Христа, мы как раз встречаемся с этой самой для нас уже почти забытой традицией, которая так и хранится не только среди народа Израильского, она хранилась и хранится сейчас даже среди таких народов, как маори в Новой Зеландии, Африканских, Южноамериканских племён. Они там прекрасно знают кто, что и прочее. И для них это является как бы визитной карточкой, что их родные там такие-то, такие-то и такие-то…

И поэтому когда Матфей начинает своё Евангелие об Иисусе (он пишет это Евангелие для Еврейских общин, ставших христианами), он как раз рассказывает, что Иисус не просто какой-то человек, родившийся, как в сказках пишется, в некотором царстве, в некотором государстве, Он имеет то происхождение, которое идёт от Авраама, которому было сказано, что “в семени твоём благословятся все племена земные, будешь ты благословение всем народам”. Это благословение через ряд поколений наконец осуществляется в Господе Иисусе. В чтении апостола рассказывается об Аврааме, о том, как он поверил Богу и жил в земле, которую Бог ему обещал, как на чужой. Рассказывается о том, как Авраам принёс в жертву сына своего Исаака, обещанного, веря в то, что даже если он принесёт его в жертву, Бог силен воскресить его из мертвых. И как говорит апостол, это было дано нам предзнаменование. Понятно, предзнаменование того, что Господь будет нести свой крест, как Исаак нёс дрова, на которые его Авраам возложил, что Он будет возвращён к жизни, как по велению ангела сохранена была жизнь Исааку, когда ангел сказал Аврааму: “не делай ничего отроку, теперь Господь знает, что ты Его так любишь, что готов сына своего принести в жертву”.

И потом рассказывается о многих героях веры Ветхого Завета, о Моисее, рассказывается о Вараке, Исаие, Иеффае и так далее, перечисляются многие пророки и говорится о том, что они жили надеждой увидеть это обетование, но там в том, что надеялись, они не увидели. Не увидели, потому что Господь хотел чтобы они достигли этого прекрасного обетования, этого будущего Царства не без нас. Иногда у людей есть такое желание, чтобы поскорее бы мир кончился, наступил конец света, всё это нечестие прекратилось, Бог провёл суд над всеми. Но история продолжается, продолжается прежде всего для того, чтобы было больше людей, как любящие родители хотят, чтобы был не один ребёнок, а чтобы было двое, трое, сколько возможно по обстоятельствам. Тоже самое Бог хочет, как самый любящий отец, чтобы нас было больше, потому что каждый человек – это бесконечная ценность, в каждом человеке живёт необьятный по глубине внутренний духовный мир. И Господь именно умножает, такое дано человеку поразительное отличие от всех остальных творений Божиих. И вот это родословие нам как раз и рассказывает, как через целый ряд поколений, 14 поколений от Авраама до Давида, 14 от Давида до переселения Вавилонского, 14 от переселения Вавилонского до Христа, это 14 - два раза по семь, то есть священные цифры. Причём интересно, что там упоминаются и не только иудеи, так по мужской линии идёт наследное, но упоминаются и женщины, которые, в общем-то такой с точки зрения даже современной, довольно странные. Родил от этой женщины, от Рохавы, родил Вооза. А Рахава ведь была блудница в том самом Иерехоне, город, который Израиль первым взяли, когда вошли уже с оружием в руках, взять ту землю, которую им обещал Господь. Казалось бы так странное упоминание. Упоминается о Фамаре, невестке Иуды, тоже история такая была запутанная, не буду сейчас тратить на это время. Упоминается о Труфе Мавитянке, которая не была из колена Израилева и так далее, упоминается о Версавии, жене Урии, хитиянина, тоже она по-видимому была хитиянка, которую Давид у него отнял, совершив безнравственный, жестокий поступок, преступление. То есть всё это – человеческая жизнь, и тем не менее вот эта линия от Авраама, обетований через Моисея и дальше, она продолжалась до Иосифа. Конечно, когда Иосиф был (упоминается рассказ о нем и рождение Иисуса), царский скипетр отошёл от колена Давидова, и царём был Ирод, который собственно даже не был иудеем, он был из близкого племени и его права на престол были весьма сомнительны, поэтому так жестоко охранял свою власть, когда узнал, что родился какой-то другой Царь.

Но так или иначе Матфей нам повествует что всё это – цепь событий. Не было какой-то случайности, как и жизнь самого Господа, что всё это было предусмотрено определённым планом Божия спасения, несмотря на отчаянное сопротивление людей не только из этой среды, а и всего окружающего мира. Несмотря на это, эти планы осуществились Божии. Божия верность оказалась неизменной. Это спасение пришло. Пришло удивительным образом, когда Мария становится матерью, ещё не сойдясь с мужем как муж и жена. И Иосиф был этим, так сказать, шокирован, но, как праведный человек, решился не обличать Её, как рассказывает нам евангелист Матфей, а решил тайно Её отпустить. Но как только он это помыслил, Ангел Господен во сне сказал ему: “Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, потому что родившийся в Ней есть от Духа Святого. Родит Сына и нарекут имя Еммануил, что значит – с нами Бог.” То есть имя, которое даётся Иисусу, другое, но Еммануил означает саму суть события, с нами Бог. Да, здесь, теперь, с нами, пришёл творец мира в этом младенчике, который рождается от Марии девы. И Иосиф принял это, оставил Марию и более того, заканчивается первая глава Евангелия от Матфея словами, “он принял Сына и нарёк имя Ему: Иисус”. Иисус – значит «Бог спасает». Подобно Иисусу Навину, который вёл народ в обетованную землю из египетского рабства, Иисус ведёт нас из рабства греху в обетованное Царствие Божие. И то, что Иосиф дал Ему имя, это означает, что он принял Его, и все права, все обетования, которые были вот от Авраама через Давида до Него, все переданы к этому родившемуся младенцу.

Вот такое событие сегодня, в Неделю праотец, нам напоминает церковь. Напоминает все важные детали, что спасение, которое пришло к каждому из нас, призыв, это проходило через многие века, две тысячи лет до Рождества Христова, две тысячи лет после Рождества Христова, всё это пришло страданиями, мученической смертью многих людей, которые отстаивали эту правду. И поэтому эта эстафета передана нам. И нам вот в начале нового года как раз обо всём этом напоминается, с тем, чтобы мы несли эту эстафету достойно, что наша духовная родословная восходит к Аврааму. Как скажет позже апостол Павел, “и так все верующие – дети Авраама”. И таким образом мы с вами имеем это удивительное родство того обетования. В каждом из нас оно живёт. Поэтому будем достойны его, и молиться, чтобы в этом году нам ещё немножечко, на ступенечку приблизиться, чтобы осознавать это и быть достойными принять эту эстафету от всех этих поколений.

Аминь.