протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
9 января 2011

Фонограмма


Гал. 1. 11-19.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 Мф. 2. 13-23.

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.




Во  имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресенье называется Неделя по Рождестве Христовом. Такие большие Господские праздники, как Рождество,  Богоявление, имеют чтения, выделяются особые дни, воскресенье до праздника, воскресенье после праздника, и суббота до праздника, суббота после праздника, потому что значение праздника настолько велико, что оно не охватывается только одним днём. И  сегодняшнее чтение нас возвращает к реальности от радости Рождества, прихода Господа в мир. Евангелист нас возвращает к той жестокой реальности, в которую Сын Божий, Спаситель мира, приходит в этот мир. И разрушает такую идиллическую картину, которая создаётся уже в нашей культуре от Рождества – мир, радость и всё такое. На самом деле всё было совсем по-другому, потому что мы видим, что с первых же часов существования Спаситель мира, младенец Иисус, подвергается смертельной опасности. Царь Ирод, услышав, что родился некий Царь, конкурент, сразу думает избавиться от него и отдаёт жестокий приказ уничтожить всех младенцев чтобы, хотя бы достать этого одного, который может стать ему конкурентом. Как всякий параноик, чем большей он обладает властью, тем больше вырастает его подозрительность. Он уже убил свою собственную жену, незадолго, буквально уже лежа на смертном одре, приказал зарезать несколько знаменитых граждан Иерихона (город неподалёку от Иерусалима) с тем, чтобы был плач во время его похорон, пусть даже не по нём. Так что вот эта величайшая жестокость обрушивается и на Спасителя мира. И то, что Господь приходит, проходит через такие опасности, трудности, то, что рождается в таких крайне бедных условиях, всё это говорит о том, что Спаситель мира солидарен со всеми людьми. Он не может быть в комфорте, когда человечество страдает от голода, болезней, опасностей, войн и так далее. Он не может проводить  жизнь в прекрасных условиях, когда мир полон зла и страдания. Господь действительно наполняет Своим присутствием человеческое горе, человеческие страдания, Он солидарен с нами, и поэтому нам так важно понимать, Что Спаситель приходит к нам именно во всех наших тяготах и трудностях.

В этом повествовании евангелист ссылается на три пророчества из Ветхого Завета. Первое из них, пророчество Иеремии -  “глас в Раме, слышен плач и рыдания, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет”. В этой книге пророка Иеремии, 31 глава вся на самом деле посвящена утешению Израиля, который вот-вот весь пойдёт в плен, почти будут уничтожены и дети, женщины ни в чём неповинные, маленький остаток всего лишь останется от народа. И тем не менее пророк говорит о том, что добро победит, что Бог вернёт свой народ, соберёт  из самых разных стран отдаления, и приведёт обратно на свою родину, и вновь будут радоваться и праздновать, и вновь виноградарь и сеятель будут наслаждаться плодами своих трудов. Перед этим пророчество о том – “из Египта воззвал Сына Моего”. Может возникнуть недоумение, потому что понятно, что в этом пророчестве Осии говорится о том, что воззвал Израиля из исхода от египетского рабства. Но тут имеется конечно и намёк, что в этом пророчестве есть и другая сторона: что действительно Сын, который спасёт не просто Израиль от рабства, а  весь мир, всё человечество от рабства греху, тоже проходит такую же судьбу пребывания в Египте. Наконец заканчивается Евангелие вот этим, казалось бы совпадением, поселился в Назарете - и именно поэтому наречётся Назорей. Но надо вспомнить, что Назер – это ещё по древнееврейски ветвь, росток из семени Иссия, отца Давида, царя, которому было дано пророчество, что из его потомков будет тот Царь, Царство которого будет вечным, который устоит, несмотря на все сопротивления. И вот именно в этом видит евангелист намёк на поселение в Назарет, что он именно будет той оторослью, о которой говорил ещё в древности пророк Исайя. Так что мы видим, насколько насыщен этот текст вот такими реальностями, для нас так важными. Важными и в плане вот этой единой непрерывной линии от Ветхого Завета к нам, к сегодняшнему дню. Важно для нас тем, что Бог приходит в этот мир, мир, полный несчастий и страданий, и присутствие Его нам даёт вот эту надежду, это упование, что мы участвуем в этой общечеловеческой драме, драме, которая направлена от падшего человека, бунта против Бога к тому, чтобы каждый человек мог прийти к познанию истины. И в сущности счастливы те люди, в том числе и мы с вами, стоящие здесь сегодня, именно потому, что Господь нашёл наше сердце, привёл его к себе, дал, показал нам вот этот путь к истине и к подлинному предназначению.

Иногда мы думаем о тех людях, которые, получив огромные богатства, вроде, так сказать, нечестным трудом и прочее, и вот теперь почивают кто-то в Швейцарии, кто-то там в Англии, Испании и так далее. Но знаете, я думаю, что судьба таких богачей она скорее заслуживает сожаления и сочувствия, потому что это люди, уже в общем-то никому не нужны. Ни их жизни, ни их деньги, которые могли бы потратить с гораздо лучшими целями. И то, что мы находимся в этих трудных условиях, именно мы участвуем в этом деле Божием, участвуем своими силами, несмотря на наши огорчения, трудности, всё это, Господь здесь совершает свою работу, и конечно как и в каждой стране, в каждом месте, где человек, люди страдают, где людям приходится трудно проходить через эту жизнь – вот с ними Господь. Поэтому будем смотреть на этот стоический процесс, в котором мы тоже принимаем своё посильное участие, идя за Христом. Будем смотреть на него именно через эту призму.

Во вчерашнем Евангелии, окончании Евангелия от Иоанна, напоминалось о троекратном вопрошании Петра. “Любишь ли Меня?” Пётр отвечает: “да Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя" - "Паси овцы моя”. То есть самые важные два условия для жизни христианина – любовь к Иисусу и забота о его народе. В той мере, в которой доступно для каждого из нас. Пусть один совершает очень видное, заметное служение, его слова слышаться через телевидение и радио многими тысячами людей, это прекрасно и хорошо, если эти слова зовут ко Христу. Другой совершает скромные служения, но когда мы это делаем ради любви к Иисусу, ради помощи и труда для Его народа, для Его, как Он говорит овец, для Его учеников, то всё это прекрасное и замечательное служение, за которое мы должны всегда благодарить Бога, что Он призвал нас к участию в Его труде, в этом мире, который Он создал для Царствия Божия.
Аминь.