протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
16 января 2011

Фонограмма


2 Тим. 4. 5-8.

5Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

8а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

 

Мк. 1. 1-8.

1Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя перед Богоявлением. Богоявлением мы называем праздник, когда Господь Иисус выходит на проповедь. Мы ещё называем его иначе Крещение. Действительно, это был момент, когда Господь принимает крещение, то есть омовение, от пророка Иоанна Крестителя. Всегда, когда мы встречаемся со словом «крещение» в Новом Завете, в Евангелии, мы всегда должны помнить, что под этим имеется ввиду именно греческое слово «баптизо», что значит омываю, погружаю. У нас крещение связано со знамением знака креста на себе, но в Евангелии имеется вот именно этот смысл, и просто так традиционно сложилось, но напрямую это слово не связано со словом крест. Речь идёт именно об омовении. Крещение покаяния.

И вот настолько это важный праздник – Богоявление, то есть когда Бог явился в Сыне Своём Иисусе Христе. Бог воплотился вот в этом Иисусе из Назарета. И настолько это был важный праздник, что надо сказать, что до середины IV века праздник Рождества вообще не праздновался. Праздновалось только Богоявление. И в одной из древних церквей, в Армянской, до сих пор нет отдельно праздника Рождества. Рождество празднуется, но вместе с праздником Крещения, с праздником Богоявления. Потому что где, когда произошло Рождество – точно по времени не знают, а описание имеется у двух евангелистов, но главный момент выхода на проповедь – он-то и был для христиан самым центральным, потому что это Богоявление, «Бог Господь, и явися нам». Я это говорю к тому, чтобы было понятно, насколько огромное событие мы встречаем в праздник 19 января, который мы называем Крещение Господне, а точнее всё-таки Богоявление. И вот наш центральный собор, до того, как построили Храм Христа Спасителя, в Москве был Елоховский Богоявленский собор, где престольный праздник именно 19 января, в день Богоявления Господня.

И вот сегодняшнее воскресение называется Неделя, то есть воскресный день, перед Богоявлением, то есть воскресение, которое нас уже готовит к встрече этого праздника. И читается на литургии этого дня сегодняшнего начало Евангелия от Марка. Самые первые 8 стихов. И мы так и читаем, это первая строчка: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Но чтобы нам лучше понять, о чём говорит Марк, мы должны сразу себе уяснить, что речь идёт не о книжке – начало Евангелия, а речь идёт о радостной вести, начало радостной вести, той радостной вести, которую Сын Божий приносит на землю. Иисус Христос и означает Помазанник, начало радостной вести Иисуса Мессии, сына Божия. Дело в том, что в иудаизме I-го века, когда приходит Иисус, было определённое представление, что Мессия будет именно Сыном Божьим. По этому поводу имелись разные суждения, но не случайно Господь в полемике с фарисеями спрашивает о Мессии: “Чей Он Сын?» Они говорят: Давидов. «А как же пророк называет Его Господом?». «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, дондеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Как же Он Сын ему, если он называет Его Господом?» То есть вот эта полемика, она уже определённым образом шла, и для большей части Сын Божий было синонимом Мессии. И поэтому Марк в одном предложении ставит эти именования вместе. Начало благой вести, радостной вести, которая приносится Иисусом Мессией, Сыном Божьим.

И в чём же это начало? Мессию действительно ожидали, напряжённо, не только в Израиле, но даже в Римской империи. Были такие поэты, как Вергилий, которые открывали для себя, так сказать, что вот придёт младенец, вера была, что это именно свет с востока придёт. Тогда же появилось это выражение именно вот в латинской культуре – «свет с востока». Но происходит это именно в Иудее, праздник Рождества, который мы праздновали, вот есть начало всех этих событий. А вот здесь речь уже о выходе Господа Иисуса Мессии на проповедь. Израиль ожидал Мессию, но ожидал Его прежде всего как полководца, который организует всех и выступит против римлян, восстановит израильское царство. И какое же удивление многих людей, когда речь идёт о том, что встретить Его надо покаянием. Покаянием. Израилю каяться, не обвинять вокруг себя кого-то, а каяться самим. Вот это совершенно удивительное событие, о котором говорит Предтеча, то есть тот, кто идёт перед Господом Иисусом Христом. И Марк ссылается сразу, что начало этой радостной вести от Мессии, совершается именно проповедью Иоанна Крестителя. И ссылается соответственно на пророка Малахию. «Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Понятно, что когда в какой-то город приезжает царь, премьер-министр, президент, готовят там всё, красят заборы, мостят тротуары, всё такое, чтобы достойно встретить. А вот здесь речь идёт о том, что да, мы должны готовиться, но прежде всего готовить не просто физически там дороги и тропинки, а готовить своё сердце. И вспоминает другого пророка, Исаию, та же самая мысль, «глас вопиющего в пустыне», то есть из пустыни приходит пророк, и говорит: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

И Иоанн именно расценивается как тот, о котором сказаны эти слова двумя пророками Малахией и Исаией. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Вот с этого начинается спасение – с прощения грехов, с покаяния, не с внешних каких-то изменений, а изменений внутри человеческого сердца. И Иоанн Креститель об этом говорит с такой силой, что выходила к нему вся страна Иудейская и принимали омовение в реке Иордан, как бы в знак того, как Израиль в своё время прошёл и через Чермное море, спасаясь от египтян, спасаясь из египетского рабства, переходит в землю обетованную. Здесь уже начинается новый этап спасения от рабства греху и вхождение в обетованную землю, в Царствие Божие, где будут особые отношения между человеком и Богом. Как в молитве «Отче наш» Господь нам даёт эти слова, мы просим: «да приидет Царствие Твое», которое заключается в том, что «будет воля Твоя и на земле, как на небе». И Иоанн говорит о том, что за ним следует Тот, Кому он недостоин даже, наклонившись, развязать ремень сапог. Обязанность раба, даже этой обязанности раба он недостоин, настолько велик Тот, Который идёт за ним. И Он будет не водою омывать вас, очищать, а Духом Святым, то есть особой благодатью, особым действием Святого Духа, который приходит тогда, когда мы в Него веруем, принимаем как нашего Спасителя. И, конечно, понятно, что вот это событие для Израиля имело радикальное значение. То, к чему всегда стремился народ: освободиться, жить свободной жизнью, жить для Бога, – вот этот момент наступает, но наступает не так, как ожидали люди, а так, как это предполагал, предлагал Бог – с покаяния. И, конечно, мы из дальнейшей истории знаем, что приняло лишь малая часть, некое ядро, которое составило основание будущей Церкви, будущей христианской цивилизации.

И когда мы размышляем о том, какое это имеет значение для нас, то, конечно, мы сами должны подумать о том, что страна наша находится как раз тоже вот в такой период, когда она освободилась от диктатуры атеистической, диктатуры, которая гнала Церковь, гнала верующих, преследовала, и открывается путь свободы. Той свободы, о которой, конечно, мечтает каждый человек, который идёт сознательно по своей жизни. Но, к сожалению, оказывается так, что эта свобода людьми используется, во всяком случае говоря о нашей стране, совсем не для того, для чего её Господь нам даёт. Не для того, чтобы идти за Богом, а для того, чтобы жить по каким-то своим представлениям. И выйдя из социалистической, такой бедной жизни, социалистической нужды, люди устремляются к богатству, устремляются к удовольствиям, к развлечениям, и получается такая ситуация, что, как в книге пророка сказано, во Второзаконии, о том, что «если вот придёте в землю, которую Я вам даю, вы получили свободу, но используйте её для того, чтобы жить по правде Божией. Если вы это будете делать, то земля принесёт урожай, скоты принесут свои плоды, всё будет у вас замечательно и прекрасно, вы будете процветать. Но если будете ходить вслед чужим богам, то земля произрастит вам тернии и волчцы, скот ваш будет падать, враги вас будут завоёвывать и жизнь у вас будет несчастной, потому что вы избрали путь не за Богом, а путь вот этого хождения вслед другим богам».

И вот я недавно был на этой передаче по «Эхо Москвы», многие её слышали. Я из неё понял очень важную для себя вещь, что наша либеральная демократическая интеллигенция к великому сожалению рассматривает веру в Бога просто как вопрос вкуса, знаете, надеть кофточку красненькую или беленькую, что-то в этом роде, один верующий, другой неверующий. Вместо того чтобы понять, что это на самом деле вопрос жизни и смерти. Если человек избирает веру в Бога – он избирает путь жизни. Если избирает человек веру вот в этих новых, других идолов, пусть это не золотые телята и прочие изображения, но деньги, когда становятся главной целью человека, становятся его богом, тогда все цели, все процессы искривляются. Уже врач лечит не для того, чтобы исцелить больного, а для того, чтобы выкачать из него побольше денег. К сожалению, это тоже всё имеет место. И так каждый, на каждом уровне, к сожалению, инженер, строитель, чиновник, у него цель не способствовать этому процессу, для которого он поставлен, а из этого места выжать больше денег. У милиции цели не следить за порядком, как они называются правоохранительные органы, а чтобы из какой-то ситуации получить себе деньги, а если денег не получается, значит надо пройти мимо. У нас был такой неприятный случай, угрожали ножом во время кормления нашему сотруднику, взяли, отвели его в милицию, всё, с ножом, а в милиции не только его отпустили, но не взяли даже заявление, всячески противились, чтобы у них не было дела нераскрытого, и так далее. Даже не взяли это заявление, понимая, что идти в прокуратуру, по судам, это не всякий будет делать и как-то дело это всё замялось. Вот так бывает тогда, когда человек ставит целью себе не дело, не правду, а ставит целью получение вот этой прибыли, поклоняться своему богу – богу золота, богу богатства. И страна поэтому уже входит в такое печальное положение.

В связи с этим замечательное есть место из книги пророка Михея. Что же Господь ожидает от человека? На что человек должен использовать свою свободу? А когда, скажем, современная цивилизация живёт как дети, когда развлечение и богатство, отдых, становятся не средством для того, чтобы больше, лучше трудится, отдохнув. Скажем, для чего даётся суббота, день покоя, для того, чтобы восстановить жизненные силы, и поэтому говорится чтобы отдыхал не только ты, но и пришелец в доме твоём, и раб твой, и рабыни твои, и вол, и осёл, чтобы все они восстанавливали в этот день свои жизненные силы. Для этого отдых. А, к сожалению, для многих россиян сегодня развлечение и отдых становятся не средством, а целью. Вместо средства, чтобы восстановить силы и работать, трудиться, становятся лишь целью. На самом деле, если мы посмотрим на жизнь наших святых, мы увидим, что все они были труженики необычайные. Иоанн Кронштадтский спал по 3-4 часа в день, столько людей приходило, сколько он ездил по стране. А сколько других людей, которых мы знаем близко? Людей, которые жили праведной жизнью. У отца Георгия нашего, бедного, ни на что времени не хватало, потому что он настолько был занят. Когда его упрекали – «вот вы всё время торопитесь»,– он говорил – «только бездельники не торопятся». Это конечно крайность, понятно, но тем не менее. Вот если вспомнить Сергия Радонежского, Серафима Саровского, да что там говорить, если мы обратимся к Евангелию, евангелист говорит, что Иисусу и ученикам некогда было и поесть, столько было приходящих и отходящих. То есть христианская жизнь – это жизнь труда, жизнь трудолюбия. Эта ценность была в коммунистическом обществе, и в нашем социалистическом обществе, но там была цель ложная, цель какого-то будущего поколения, когда-то, чего-то, принесём себя в жертву, трудится, вот там будет хорошо. На самом деле цель – здесь, среди нас, и как говорит пророк Михей, передаёт слова Господа: «О человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь». И вот обратите внимание особое – «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим». Вот предназначение человека. Вот предназначение, вот путь его жизни – «поступать справедливо, любить милосердие и смиренномудренно ходить перед Богом твоим».

Вот давайте поразмышляем об этом, в сегодняшний день подготовки к празднику Богоявления, чтобы мы в нашей жизни, в меру наших возможностей, старались идти именно этими путями, понимая, что проблемы нашей страны не в конституции, у нас прекрасная конституция, не в том, что так или не так пройдут выборы, проблема в сердце каждого человека. К чему он будет стремиться, какую он будет ставит цель – богатство для развлечения, безделия, или труд для того, чтобы действительно помогать нуждающимся, помогать пришельцу, сироте, вдове, каждому, кто имеет нужду. В этом предназначение человека, в этом его правда хождения перед Богом.

Аминь.