протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
23 января 2011

Фонограмма


Еф. 4. 7–13

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

 

Мф. 4. 12–17

12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя после Богоявления, то есть после того праздника, когда мы с вами вспоминаем начало земного служения Господа Иисуса Христа, выход Его на проповедь, принятие крещения от Иоанна вместе со всем народом и уже начало, такое открытое начало Его проповеди. И начинается с того момента, когда Иоанн был арестован, предан в темницу, и Господь выходит на проповедь. Служение Иоанна закончилось, закончилось так драматично, и мы знаем, что через некоторое время Иоанн был казнён. И вот в такой атмосфере начинается служение Господа Иисуса. Начинается словами покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

Мы с вами хорошо знаем, что каждая Божественная литургия и каждое важное священнодействие начинается словами: “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа”. Отец, Сын и Святой Дух – это наше христианское именование Бога. Бог открылся нам как Отец – Творец неба и земли, как Сын – Господь Иисус Христос, как Дух Святой, Который от Отца исходит и оживотворяет всё живое и наставляет наши сердца на всякое доброе дело. Таким образом, мы говорит о том, что благословенно Царство Божие. И здесь мы должны себе напомнить о том, что в Евангелии Царствие Божие иногда называется Царствие Небесное. Царствие Небесное как бы эквивалент, и очень часто иудеи употребляли именно это название, чтобы лишний раз не произносить понапрасну имя Божие. То есть, Царство, в котором господствует, царит Бог.

И в то время, когда Господь выходит на проповедь, Иудея уже была 60 лет под властью Рима. Но и до этого она находилась под властью различных языческих государств, и, конечно, это всегда вызывало протест в народе, потому что народ помнил о том обетовании, что Бог будет царствовать над всем народом и над всем миром. И вопрос был – как к этому прийти? И это царствование Бога ожидалось именно через Мессию, Который установит Свое Царство вначале над Израилем, а затем распространит Его по всему миру. И вот это Царствие Божие, когда люди будут все подчиняться Богу, ожидалось Израилем на протяжении многих и многих веков. И вот, наконец, приходит Некто, Иисус из Назарета, Который говорит, что приблизилось Царствие Божие, приблизилось Царствие Небесное. И вопрос – как в Него входить? Господь говорит о том, что – покайтесь, то есть не просто думайте, что мы плохие люди, покаяние не в этом. Покаяние в том, чтобы убрать всё то, что противится Его приходу. Изменить все те действия, дела свои на 180 градусов повернуть, которые противоречат Царствию Божию. Всякая несправедливость, всякое угнетение другого человека, всякая жестокость, всякое насилие – всё это необходимо изменить, потому что Царствие Божие приходит именно для того, чтобы этого не было, и мы должны освободить Ему путь.

И вот в этот момент Иисус знает, что есть многие течения, которые собираются или, во всяком случае, мечтают сбросить власть римлян насильственным путем. Иисус на это смотрит совершенно иначе, потому что царство язычников, насилие, жестокость – это есть тьма. Но если противопоставить то же самое, революционную вооруженную борьбу этой тьме, то это будет тьма, которая будет бороться с тьмой, и ничего кроме снова тьмы не выйдет. И поэтому Матфей вспоминает вот эти слова пророка о том, что народ, сидящий во тьме, увидел великий свет. Свет, который Господь Иисус несет, не в том, чтобы с оружием в руках противостоять, а чтобы именно исправить всё то, что есть в нашей жизни препятствующее, мешающее этой справедливости, правде, радости Божией, которые Господь хочет даровать всем людям. И именно поэтому Господь говорит о том, чтобы мы покаялись и изменили все эти действия, которые направлены на разрушение, направлены на угнетение и причинение зла каким-то другим людям вокруг нас. И Господь нам об этом говорит, что мы должны изменить свой путь. Должны не просто противостоять злом злу, а, прежде всего, противостоять тому злу, которое живет в каждом человеке. И, конечно, тут возникает вопрос – а как же быть, если нападают враги, всё прочее?.. Ясно, что здесь, конечно, приходится с оружием в руках защищать своих ближних, защищать своих родных, свою землю, это понятно. Но Израиль в то время находился, так сказать, под властью языческой, как и многие страны и в современном мире находятся под властью язычников, потому что для них главная ценность и бог – не Творец неба и земли, Который ожидает от человека любви, милосердия и правды, а главный бог – деньги, слава, насилие, и так далее. И вот если народ, который хочет идти за Христом, будет так же отвечать, желать этого насилия – будет насилие. Если он будет сердцем направляться к ненависти к тем или иным правителям – будет вокруг царить еще большая ненависть. А Господь говорит именно об избрании вот этого мирного пути, о том, чтобы каждый стремился понять и действовать по словам пророка Михея: “вот что ожидает от тебя Бог, о человек: Он ожидает от тебя справедливости, любви к милосердию и смиренномудренного хождения перед Богом”. Вот нам надо понять – как это всё воплотить не где-то в истории как оно было, а воплотить в нашей жизни. Потому что именно об этом Царствии Небесном, или Царствии Божьем, это по сути дела синонимы, именно о Нём сегодня говорит нам Евангелие Нашей Церкви.

Аминь.