протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
30 января 2011

Фонограмма


 Тим. 1. 15-17.

15Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

16Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

17Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

 

Лк. 18. 35-43.

35Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

36и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

37Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

38Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

39Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

40Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

41чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

42Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

43И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение об исцелении слепого для нас становится особенно понятным в своём значении если мы посмотрим на текст, который этому предшествует, и то, что за этим текстом последует, и как это всё входит в контекст круга церковной жизни. Перед этим кратким повествованием евангелист Лука говорит о том, что Господь идёт в Иерусалим. И Его окружает множество народа, и, отозвав 12 учеников Своих в сторонку, отделив их, сказал: “вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного”. То есть, речь идёт о том, что не только толпа людей, которая восторженно Его приветствует, видя чудеса Господа, видя Его замечательные наставления, но и ученики, в общем-то не понимали, что происходит. И когда Господь им говорил о том, что Сына Человеческого убьют, будут ругаться над Ним, не примут, они полагали, что это какая-то одна из очередных притч Господа, в то время, как Господь говорил буквально прямо о том, что произойдёт. И они не разумели, не понимали, как-то для них это было сокрыто.

И сразу за этим рассказ об исцелении сегодняшнего вот этого иерихонского слепого. Господь проходит через Иерихон, и вот толпа окружает, и этот слепой кричит, узнав, что это Иисус из Назарета, кричит: “помилуй меня, Сын Давидов”. Сын Давидов – это титул Мессии. То есть этот человек, ему Господь открыл, Бог открыл что этот Иисус из Назарета есть обещанный Мессия, Спаситель не только Израиля, но и всего мира. Поэтому просит Его: “помилуй меня”. Его заставляют люди, которые шли впереди, молчать, что не место здесь для таких криков, но он кричал ещё громче. Иисус, услышав, подзывает его и спрашивает: “что хочешь, чтобы Я тебе сделал?”. И он говорит самое главное. Он мог бы попросить пищи, денег, то, что привычно он просил. Но тут он просит совершенно неожиданно для всех: “Господи, да прозрю”. “Прозри, вера твоя спасла тебя” – отвечает ему Иисус. И вот мы видим, что человек, который не видел, который, в противоположность ученикам, не был рядом с Господом, но Бог открывает ему, и открывает не только его сердцу, вот этот путь к уже наступающему, приближающемуся Царству Божьему. Царство Божие, пришедшее в силе. И его вера настолько велика, что просит, чтобы Господь даровал ему прозрение, совершил чудо. И Господь совершает. “Прозри, вера твоя спасла тебя”, то есть не просто исцелила, а спасла. То есть открыла тебе что-то очень важное, очень важное о том, что Сын Божий пришёл сейчас вот на эту землю.

И следом за этим будет продолжение, это окончание 18 главы. В следующее воскресение будет читаться далее начало 19 главы, хорошо нам знакомое Евангелие о Закхее. О том, как мытарь по имени Закхей залез на дерево, ну и так далее… И все вы, конечно, прекрасно помните, что после уже этого чтения о Закхее, будет начинаться чтение Великого Поста о мытаре и фарисее, о блудном сыне и так далее… То есть понятно, что Церковь нас уже сейчас как бы подводит к этому событию, о котором ученики ничего ещё не понимали. И вот для нас это важно, вот это исцеление и внутреннее прозрение. Господь хочет, чтобы мы именно принимали Его верой, и эта вера будет нас спасать. Несмотря на то, что вокруг сгущаются тучи, несмотря на то, что Его должны схватить, избивать, издеваться и убить, – победа на стороне добра. Вот это самое главное, и это даёт зрение, видение этому слепому, это даёт видение и поворот в сердце и в жизни Закхею, и вот всем этим повествованием Церковь нас готовит уже к этому событию, к трагедии голгофской, за которой следует Воскресение. Победа, несмотря на то, что, казалось бы, все силы зла ополчатся на Него.

И нам важно понять, что вот это самое главное для нас. Для нас важно не предсказание каких-то бедствий: когда они будут, скоро или не скоро, множество было такого рода предсказаний страшных – и они не сбывались. А Господь и сказал нам, что не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил Своей властью. Что об этом не знает никто, ни ангелы Божии, ни даже Сын, но нам важно идти за Ним, за Спасителем, верить, что именно Он и есть тот Спаситель, который спасает каждого из нас по вере в Него и спасает всё человечество в целом. Хотя процесс этот очень долгий, процесс этот для нас закрыт, но мы не должны страшиться этого, мы не должны страшиться вот этих терактов, не должны страшиться всяких предсказаний. Мы должны помнить о том, что самое главное – вот то, что нам открывает глаза, чтобы мы видели происходящее так, как это видит Бог. И положим в сердце своём вот это наставление самое главное, чтобы нам видеть и понимать, что Господь нам говорит, не обращая особого внимания на эти предсказания, всякие события страшные, пятое-десятое… Всё это не самое главное. Самое главное – идти за Христом, идти и обретать это видение, как обрёл его сегодняшний слепец из Иерихона.

Аминь.