протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 февраля 2011

Фонограмма


Тим. 4. 9-15

9Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11Проповедуй сие и учи.

12Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

 

Лк. 19. 1-10

1Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Мы с вами живём в стране, которая, пожалуй, занимает первое место в мире по контрасту богатых и бедных. С одной стороны люди, которые лишены крова и мы их видим на улице и всё их имущество умещается в одной маленькой сумке-тележке, а с другой стороны – роскошные автомобили, дачи, чего там только нет! И как призвать богатых делиться своим богатством, как призвать их милосердно относиться к бедным и часть своих богатств, хотя бы небольшую, всё-таки отдавать на то, чтобы вот таких страшных контрастов, такой страшной нищеты не было? И вот сегодняшнее Евангелие нам даёт ответ, в том числе и на этот вопрос. Закхей, человек, которого весь этот город, Иерихон, ненавидел лютой ненавистью, потому что он не только был сборщиком налогов в пользу оккупационных римских властей, он был ещё и старший над этими сборщиками. Они обирали народ, а он обирал и народ, и их, и люди вокруг, конечно, смотрели с завистью и гневом на то, как дом Закхея становится всё роскошней и богаче, как сам Закхей одевается в более красивые и шикарные одежды, и так далее. И вдруг в этот город приходит Господь Иисус, Который, проходя Иерихон, идёт в Иерусалим. В Иерусалим, на пасху, которая станет последней в Его земной жизни.

И вот Он видит человека, который залез на смоковницу. Это был этот самый Закхей, начальник мытарей. И подойдя к этому дереву, Он не стал его обличать, что ты такой мерзавец, ты забираешь, с бедными не делишься и так далее, а Он сказал ему: “Закхей, сойди скорее, сегодня Мне надо быть у тебя в доме”. Закхей сошёл, принял Его в доме, радовался, что такой удивительный человек к нему зашёл, с такой любовью, с такой благодатью. А все люди вокруг говорили: “ну что Он к грешному человеку зашёл?”. Ведь люди праведные ожидали, что если Он Мессия, то, конечно, Он к ним придёт в первую очередь, к ним, людям благочестивым, соблюдающим законы, отдающим десятину со всякого пучка травы, и так далее, а не к этому мерзавцу. А Господь зашёл всё-таки к нему. А Закхей так был рад, так изменилось его сердце, буквально в одночасье, он встал и сказал: “половину имения своего отдам нищим, а если кого чем обидел – воздам вчетверо”. Он принёс действительно покаяние, не просто в сердце своём изменился, а решился сделать нечто, чтобы исправить то плохое, что он сделал до этого. Конечно, у Закхея возникнут, наверное, в будущем финансовые проблемы, но он этого не боялся, потому что он понял, что самое главное находится сейчас здесь, с ним, в его доме – Господь Иисус. Он, конечно, ещё всего этого не знал, наших догм и всё прочее, но он понял, что вошла особая радость, особая благодать, Царствие Божие, о котором мы в начале богослужения говорим: “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа”. Вот, оно к нему приблизилось. И он это почувствовал.

Это как бы в баланс с предшествующей 18-й главой Евангелия от Луки, где рассказывалось о богатом юноше, которому Господь сказал: “Хочешь быть совершен? Отдай имение нищим и иди следуй за Мной”. Он не смог. А вот Закхею Господь ничего такого не говорил. Закхей сам решился на этот поступок. А Господь был в его доме и сказал, что ныне пришло спасение дому этому, потому что и он – сын Авраама. Вновь этот человек заблудший, ушедший, как блудный сын, о котором мы будем через пару недель читать, вернулся в семью Авраама. А Господь был с ним. Господь был с грешниками рядом. И шел в Иерусалим, где Он будет повешен на кресте рядом с разбойниками.

Но кроме прочего здесь ещё есть и важная весть нам о важнейшем человеческом качестве. Ведь следом за этой Неделей о Закхее, этим чтением, следующее воскресение уже будет Неделя о мытаре и фарисее. О том, как благочестивый человек молился, молился грешный тоже, мытарь, и один (этот самый мытарь, грешник) ушёл в дом, оправдываемый более, нежели фарисей – праведник. Потому что он не возвеличивался, а говорил: “Боже, милостив буди мне, грешному”. И даже боялся глаза к небу поднять, и, конечно, он обладал этим замечательным качеством, которое так важно – качество смирения.

И Церковь нас готовит к этому великому событию в нашей жизни, Великому Посту, именно через эти евангельские чтения, где даётся такой пример. Вчера, в субботу, тоже читался отрывок из Евангелия от Луки, притча о том, если работник какой-то делает работу, целый день трудится, потом приходит в дом и хозяин его разве будет ему служить, помогать? Нет, он скажет: вот давай теперь готовь мне еду, подавай мне, а когда я кончу есть, тогда и ты поешь. Так и вы, когда сделаете всё, что повелели, говорите – мы рабы ничего не стоящие и сделали то, что нам было приказано. То есть, Бог нам ничем не должен, мы Ему обязаны всем. Такой призыв тоже к смирению. И этот же призыв содержится и в сегодняшнем чтении, потому что при всём том, что человек был богат, у него всё было, но он хотел чего-то ещё, чего-то не хватало явно ему в его жизни – близости Бога. И он этого захотел, и благодаря смирению, потому что не постеснялся залезть на дерево, маленький толстый человечек залез на дерево, и Господь ответил, увидел его сердце. Также и в следующее воскресенье, о мытаре и фарисее, Евангелие тоже нам будет говорить о смирении. Через всю Библию красной чертой проходит мысль – Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.

И вот нам с вами очень важно понять, что же это такое – смирение. Это не какая-то забитость, такое сидение в углу, накрывшись чем-то и головку убрав, “cпаси Господи” всё говорить. Нет, совсем не это. Моисей, говорит Библия, был смиреннейший из людей, а он целый народ вывел от фараона, он заставил фараона отпустить народ в обетованную землю. Так что, наверное, очень важно понять, что же такое смирение. Нам даётся для этого подготовительные недели, время Великого Поста... Вот давайте об этом с вами помнить. Господь говорит: “Я кроток и смирен сердцем, научитесь от Меня”. Будем вот это время до Пасхи ещё раз учиться этому великому качеству – смирению, и бежать от всякой гордости, как бы завуалировано она не присутствовала в нашем сердце.

Аминь.