протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
13 февраля 2011

Фонограмма


Тим. 3. 10-15.

10А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

11в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

 

Лк. 18. 10-14.

10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Вот сегодня уже первая Неделя, когда мы начинаем петь песнопения Постной Триоди – книги богослужебной, в которой заключаются песнопения Великого Поста и приготовительных Недель к этому времени. И вот сегодняшнее воскресенье в сущности уже вторая Неделя этого приготовления. В прошлое воскресенье, как и всегда перед Неделей о мытаре и фарисее, читалось Евангелие о Закхее, о богатом человеке, который был сборщиком налогов. Человек видимо бесчестный, жестокий, богатый и прочая, и тем не менее в его сердце шевельнулось вот это желание увидеть Господа. И он, даже не постеснявшись своего положения, богатства, забрался на дерево, смотрел, где там Христос проходит, и Господь увидел это и пришёл к нему в дом. И там что-то перевернулось в сердце Закхея, так, что он сказал: “половину имения отдам нищим, если кого обидел чем, возвращу вчетверо”.

И вот сегодня следующее воскресенье в сущности говорит о той же самой теме. Теме, которая обозначается словом малопопулярным в нашей современной культуре, словом – смирение. Смирение – не какая-то забитость, а осознание, объективное видение человеком своего сердца. И мы видим, что это тема суда, суда, когда Бог смотрит в сердце каждого человека и человек вроде праведный, надеющийся на то, что он и десятину даёт, и не хищник, и не прелюбодей, ничего такого он не делает, “как хорошо, что он такой хороший, а не такой, как этот мытарь”. И, тем не менее, Господь говорит: “истинно говорю вам, что этот мытарь пошёл более оправданным в дом свой, нежели благочестивый фарисей”. Очень важная тема, которая как бы вводит нас в это духовно важное время всего церковного года – время Великого Поста, время приготовления к празднику Пасхи, страданиям голгофским Христа, смерти и Воскресению. Потому что чем мы более готовы к покаянию, ограничению себя во время поста, к тому пониманию, которое Господь хочет принести нам: нашего спасения, всей нашей жизни, смысла её, направления, тем большим значением будет для нас праздник Великой Пасхи. Поэтому Церковь мудро, как мудрая мать, вводит нас постепенно в это время, начиная с прошлой недели, этой недели и последующей седмицы.

Давайте об этом внимательно думать, давайте помнить о том, как важно бывает осознать своё истинное место, и о молитве, которую мы только что читали перед Евангелием: “Господь не презирает согрешающего, но полагает на спасение покаяние”. Вот для этого покаяния нам и необходимо вот это смирение. Качество, которое очень непростое, иначе не надо было бы его столькими притчами и эпизодами евангельских чтений разъяснять нам. Потому что это не какая-то забитость, не какое-то безволие, рабская покорность, а это именно вот такое стояние перед Богом, которое подобно этому мытарю. Понимая, что жизнь христианина как раз расположена между неизбежным грехом, неизбежными ошибками нашими, но не так думать о том: “ну ничего, всё в порядке, как-нибудь Господь всё простит”, а осознанием этого и надеждой на милость и любовь Божию. Трудное такое, противоречивое состояние христианина, но оно противоречиво, как и сама человеческая натура, как сама жизнь наша. Поэтому давайте просить, чтобы Господь давал нам вот это первое и необходимое условие, о котором нам напоминает Церковь – смирение. Пусть Господь даст нам это понять, войти по-настоящему в это состояние и проходить предстоящий Великий Пост именно в таком расположении нашего сердца.

Аминь.