протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
20 февраля 2011

Фонограмма


1 Кор. 6. 12-20.

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

 

Лк. 15. 11-32.

11Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресение уже второе приготовительное воскресение ко времени Великого Поста. И оно так и называется: Неделя, то есть воскресение, о блудном сыне. И вот эта история, которую только сейчас вы слышали, мне напоминает прочитанную как-то историю об одном владельце какого-то большого московского рынка, который построил где-то в Турции огромную гостиницу и на её открытие – так он был рад, что всё это удалось – он приглашал всякого рода топ-моделей, певиц известных со всего света, каждой платя по миллиону долларов, в общем, там всё было из золота, и так далее. Вот такое странное употребление денег. Ну, понятно, видимо, очень лёгких, даровых денег. Вот такая же история была с этим блудным сыном. Ведь то, что он сказал отцу: «дай мне ту часть имения, которая мне принадлежит» – а ведь имение только после смерти! Значит, он сказал: «отец, допустим ты уже умер, вообще скорей бы это случилось, и вот дай мне то, что мне принадлежит». Причём не только ведь это деньги были, скорее всего это было так, что у них были земли, значит, часть земли ему отделяют, он эту землю продаёт и с этими деньгами уходит. То есть не просто имущество, но ещё и землю семьи своей отдал каким-то чужим людям. И там, подобно этому самому хозяину рынка, проводил такие замечательные празднества. Но у него, видимо, источник доходов был не столь большой, праздники эти быстро кончились, и стал нуждаться. И пошёл – даже самый такой унизительный образ для иудея – пасти свиней, и такой был голодный, что хотел эту пищу свиней хоть ему дали бы, а ему никто не давал.

И тогда, сказано, пришёл в себя. Пришёл и сказал: “у моего отца столько наёмников, которые хлеба вдоволь едят, а я гибну от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «отче! я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня хотя бы в число одного из твоих наёмников». И не только сказал, но встал и пошёл. И когда он был далеко ещё, отец, по церковно-славянски «тек», притек на выю, тек – значит, бежал. Вот мы говорим ручей течёт, это такое старинное слово – значит бежит. А про человека мы не говорим, что течёт, говорим, что он бежит. Отец побежал. Причём для пожилого человека в Израиле бегать вообще не полагалось. Вообще быстро ходить нельзя было. Надо так медленно, чинно, соответственно с возрастом. А вот отец побежал, бросился ему на шею. Сын начал свою приготовленную речь, которую шел и наверное повторял про себя, чтобы чего-нибудь не забыть, сказать всё покаянное своё слово. «Отец! недостоин называться сыном твоим...» Отец не стал его слушать, зовёт слугу «иди, принеси лучшую одежду, перстень на руку его…». (Знак власти – перстень. Возвращается ему власть его: сына, наследника). «Сапоги на ноги. Заколи жирного телёнка, будем есть, веселиться, потому что сын наш пропадал, и нашёлся. Погибал, мёртв был и ожил». То есть, конечно, притча рассказывает об отношении Бога к кающемуся грешнику, человеку, который, несмотря на всё своё недостоинство, непотребство по отношению к отцу, к Богу, обращается. И это, конечно, очень важно. Особенно актуально для нашей страны, которая сейчас живёт тут вся, где-то процентов на 90, именно таким вот образом: вот эти лёгкие деньги на всякого рода бессмысленные развлечения, строительство дорогое, заграничные дачи, особняки, острова и так далее, а здесь люди многие гибнут от голода.

Но есть и вторая часть притчи. Притча о его брате, который всегда был послушен, который всегда исполнял волю отца своего. Всё, казалось бы, было в порядке. И тут продолжается та же линия, которая была в Евангелии о Закхее. Господь приходит к Закхею, а Его осуждают благочестивые люди: «вот, зашёл к грешному человеку». Это притча о мытаре и фарисее. Фарисей благочестивый, молился: «какой я хороший, не то что эти вот все вокруг». И тоже оказывается: мытарь пошёл более оправданным, чем фарисей, который себя восхвалял. И здесь тоже: младший брат, который покаялся, вернулся к отцу, и отец его с такой радостью встречает. А старший брат, который всегда был благочестивый, послушный, работящий, всё хорошо, но он не может с отцом разделить этой радости. Он даже не говорит, что брат вернулся: «вот сын твой, этот, который уходил от тебя, а ты его принял». Отец ему говорит: «брат твой погибал и нашёлся!» – «Нет, не войду». Вот такое противопоставление, вот такие две части, опять продолжение этой линии такой жёсткой праведности и покаяния, и новое звучание: насколько Отец принимает каждого из нас. Вот такое наставление нам на прекрасное время Великого Поста.

Пусть Господь благословит наши сердца, чтобы это мы слагали в своих сердцах и оставляли то, что для нас является поворотом спиной к Отцу. Всякое злословие, всякое осуждение, всякую вражду, всякую ссору... От всего этого надо уходить. Уходить, потому что здесь дан самый яркий образ такой греха очевидного. Но в нашей жизни много и таких, которые неочевидны, вроде пустяки, но отравляют жизнь. Или когда мы всё время сидим у телевизора, или у компьютера, вот это то самое, на что мы тратим драгоценное своё имущество – время. Вот давайте об этом подумаем и уже настроим своё сердце на этот предстоящий период замечательный Великого Поста.

Аминь.