протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 февраля 2011

Фонограмма


1 Кор. 8:89:2

8Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

 глава 9.

1Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

 

 

Мф. 25:31-46

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;</i>

33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя о Страшном суде. И читается вот это Евангелие, эта притча о том, как будет Бог судить нас по нашей жизни. И, действительно, этот суд будет страшным, потому что когда мы увидим всё то несметное, наверное, число поступков добрых, которые мы могли бы сделать и не сделали, нам действительно станет страшно. И становится сейчас, потому что мы столько видим вокруг себя нужд, мы видим голодных и раздетых людей, которые ночуют в переходах и понимаем, что мы не в силах их ввести в свой дом. Мы видим сколько безобразий совершается вокруг нас: милиция, которая обирает людей вместо того, чтобы защищать; суды, которые осуждают невиновных, потому что им за это заплачено или приказано, и много, много другого.

И при всём этом, этот окружающий нас мир прекрасно знает – как мы, христиане, должны поступать. И ожидает от нас именно этого. «Вот ты христианин, что ж ты этого не делаешь?». «Вот вы христиане, а вы то да сё, на мерседесах разъезжаете», и так далее. Так что мир прекрасно знает, как мы должны выглядеть. И наш страх связан именно с тем, что не в человеческих силах всё это зло мира поднять, всё его как бы нейтрализовать своим добром. И поэтому мы должны понимать, что это притча, и не имеет в виду что мы должны буквально это всё делать, потому что это просто невозможно, но она определяет направление, направление нашей жизни, чтобы мы максимально старались это сделать. Мы не можем стать ни Иоанном Кронштадтским, ни другими праведниками, которые имели вот эту харизму: создавать для бедняков, которые без конца просят, пристают, и те же самые нужды,– создавать для них возможность работы, рабочих мест. Но Господь будет спрашивать за то, что мы могли сделать, а не сделали. И вот это нам необходимо всегда помнить, тем более что мир ожидает от нас именно этого сострадательного лица, именно этого милосердия, обращённого к нуждающимся. И здесь всегда, как и скажем в словах «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен», понятно, что это невозможно, но это направление, в котором должна двигаться наша жизнь.

Поэтому, входя в Великий Пост, будем прежде всего думать о том, что он не только заключается в пище, питье, как апостольское чтение говорит: «пища не приближает нас к Богу», но воздержание может нам помочь воздерживаться от злых слов, осуждения, и наоборот, как-то мобилизовать свои силы, кому-то помочь, кому-то позвонить, кого-то поддержать. Если нет такой возможности – что-то пожертвовать, там висят кружечки всякие на дела милосердия и так далее, как бы через этот эквивалент участвовать в том, что делают многие наши братья и сёстры, когда кормят этих несчастных бездомных людей. Словом, притча совершенно ясная и мы должны, несмотря на то, что мы не можем её исполнить всю буквально, но там, где мы можем – быть честными перед Богом; там, где мы можем сделать – там всё-таки делать. И вот проблема определения этой грани, она всегда необычайно трудная, как вообще всё в христианстве. У нас нет чётких рецептов: вот здесь сделай так, а здесь сделай так. Это была такая попытка в Ветхом Завете всё регламентировать, и даже было представление о том, что вот Мессия придёт и чётко скажет: что можно, а что нельзя, то есть введет такую чёткую регламентацию всех заповедей. А вместо этого Мессия пришёл и указал нам тот идеал, в направлении которого должна двигаться наша жизнь.

Давайте так строить нашу жизнь, и Великим Постом, и во все дни нашей жизни, чтобы создавать вот эту критическую массу людей, любящих добро. «Что ожидает от тебя Господь, о, человек? – говорит пророк, – чтобы ты поступал справедливо, любил дела милосердия и в благоговении ходил перед Богом своим». Давайте это положим в наши сердца, и в таком направлении будем входить в это великое и замечательное время Великого Поста.

Аминь.