протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
13 марта 2011

Фонограмма


Евр. 11. 24-26, 32 – 12. 2.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

 

Ин. 1. 43-51.

43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделей Торжества Православия, то есть Торжества правильного прославления Господа Иисуса Христа, правильного понимания – Кто Он есть на самом деле. Это слово – Православие – появилось именно тогда: на Первом, Втором Вселенских Соборах, и означало вот это правильное прославление. Тогда не было ещё Православной, Католической Церкви, и так далее, а был спор – Кто же был Господь Иисус? Был ли Он, как утверждал Арий, только одним из высших существ, через которого Бог творил мир, или Он был действительно Cыном Божиим, действительно Сам Бог в Нём открылся, как Господь и говорил: “Видевший Меня видел Отца”? Другое было мнение о том, что Он только казался человеком, на самом деле, конечно, Он был Cын Божий, но Он просто казался, чтобы нам так было поближе и понятнее, как-то снисходил к нашим немощам. Ересь такая называется докетизм, от греческого докео – казаться. Много было других спорных мнений и победило мнение о том, что Иисус есть истинный Бог и истинный человек. Конечно, это не сразу произошло, прошло ещё несколько веков, на Четвертом Вселенском Соборе, но, во всяком случае слово Православие – вот с этого времени, именно речь идёт о правильном понимании Иисуса как истинного Бога и истинного человека.

Это очень трудно представить себе, но, тем не менее, всё чудо Евангелия, всё чудо христианства в этом и состоит, что не происходит либо погружения в материю и только в материальную жизнь, как делают люди неверующие или для которых Бог – что-то периферийное; и не происходит вот этого отрицания, гнушения материей – это всё, так сказать, темница для души, а на самом деле живёт только дух. В христианстве соединяется и то, и другое. И поэтому так важно вот это воплощение, так важна была победа иконопочитания, которая отмечается как Торжество Православия в эту первую Неделю, первое воскресение Великого поста. Мы можем изображать Господа Иисуса на иконах, на картинах, и так далее, потому что Бог нам явился вот в этом человеческом образе, как истинный человек, во всём подобный нам, кроме греха.

И вот это радостное открытие, оно не случилось неожиданно. На протяжении многих веков обетование, данное Аврааму, через Моисея, через других пророков, о чём вы только что слышали в Послании к Евреям, оно проносилось через века. И поэтому апостол завершает это перечисление словами о том, что, «имея вокруг себя такое облако свидетелей», то есть основываясь не только на маленьком, крошечном опыте нашей личной веры, но доверяя вере тех, кто жизнь отдавали за то, чтобы эта весть о едином истинном Боге, о Его любви к каждому человеку, чтобы она достигла всех людей. Конечно, это далеко ещё не произошло, и, быть может, христианство ещё только начинается, и нам предстоит ещё много веков, чтобы действительно человечество восприняло христианство, чтобы это не было тоненькой плёночкой и каким-то минимальным числом людей, которые понимают, что – да, человек призван к служению, человек призван не только прожить этой материальной жизнью, но чтобы в ней сформировался его дух. Пока мы подобны личинкам, гусеницам, из которых только в будущем вылетит бабочка нашего преображённого, воскресшего тела. И вот это «пока» мы и должны сознавать и совершать этот путь, как говорил автор послания, «имея такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий (то есть препятствующий нам) грех, и с терпением проходить будем предлежащий нам путь, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». То есть вера в Бога наша по-настоящему рождается через Господа Иисуса Христа, потому что мы люди и для нас любое явление тогда становится доступным, понятным и во всеобъемлющем своём пределе принятым нами, когда это воплощено. Мы можем сколько угодно говорить о мудрости, но только когда встретим мудрого человека, поймём – что это на самом деле. Можно сколько угодно говорить о любви, но только когда мы её встретим сами, поймём – что же такое любовь. То же самое, мы можем много говорить о Боге, но только тогда, когда мы встречаем Иисуса, как встретил митрополит Антоний в юности, и с этого момента он стал другим человеком. Наутро вышел на улицу, совершенно иначе взирая на каждого человека. «Если Иисус за них умер, то я тоже хочу жить только для того, чтобы приносить людям пользу, поддерживать их всячески в их жизни». Так решил юный Андрей, впоследствии ставший митрополитом Антонием Сурожским.

И вот сегодняшнее евангельское чтение нам как раз и рассказывает о том, как человек по имени Филипп был призван Иисусом стать Его учеником, и так обрадовался, понял, что Господь действительно Тот, о Котором Он говорит, Сам о Себе, «видевший Меня видел Отца», «Я и Отец – одно». Никто, никогда, никакой пророк, никакой основатель религии этого не мог утверждать. Это мог утверждать только сумашедший или истинно Cын Божий, Кем и был Сам Господь Иисус, потому что по всей Своей жизни Он, конечно, был совсем не похож на какого-то больного человека, а на самого замечательного, самого духовно прекрасного из сынов человеческих, потому что Он был Сыном Божиим. Вот это Филипп понял и идёт к своему другу, Нафанаилу, и говорит «мы нашли Того, о ком писали Моисей и пророки – Иисуса из Назарета». А Назарет было селение, неподалёку от того селения, где жил Нафанаил. И для Нафанаила было странным, неужели из этой соседней деревеньки пришёл Тот, о Ком говорили Моисей, и пророки, и все? Вот если Он из Иерусалима, из Храма пришёл, окружённый почестями – вот это я понимаю – а это, разве такое может быть? «Может ли быть что доброе из этой маленькой деревушки?» – говорит он Филиппу. Филипп не стал с ним спорить, он сказал: «пойди и посмотри». Когда Иисус пришёл к Нафанаилу и сказал всего несколько слов, и Нафанаил говорит: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Тот Царь, Который был обещан, Помазанник, слово Христос именно это и обозначает. А Иисус ему и говорит удивительные слова: «Истинно говорю тебе, отныне будешь видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Это было всё в Галилее, неподалёку от того места, где Иаков, который бежал от своего брата Исава, у которого украл первородство и обманул с благословением, на ночь остался в пустыне и заночевал усталый, подложив камень под голову. И вот он видит удивительный сон – лестница от земли до неба и Ангелы Божии восходят и нисходят по этой лестнице к нему. И он проснулся утром в радости и страхе. Сказал: «воистину это место дом Божий, воистину здесь присутствует Господь, а я и не знал». И вот когда Господь говорит этот образ, он понятен каждому грамотному иудею, что речь идёт именно об этой лестнице Иакова, которая с этого момента открылась в этом месте. В дальнейшем это почитание Бога было почитанием вот этого места; почитание скинии, с которой народ израильский ходил по пустыне 40 лет; потом почитание храма, построенного в Иерусалиме Соломоном. А Иисус говорит, что здесь больше, чем храм. Говорил Он о Себе. Вот именно Он и есть тот дом Божий, тот Вефиль, который привиделся Иакову в этом сне и открылся в полной мере каждому человеку. И это начало Евангелия от Иоанна, а завершает он его словами о том, что сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его. Вот для чего нам нужно читать Евангелие, для чего нам нужно приходить в храм, для чего нам нужно молиться и читать духовные книги об опыте других христиан. Для того, чтобы мы познавали Иисуса и имели жизнь – подлинную, благотворную, огромную жизнь, которая открывается нам в Нём. Имели жизнь во имя Его.

Аминь.