протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
20 марта 2011

Фонограмма


Евр. 1.10 - 2.3

10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,

Мк. 2. 1-12.

1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангельское чтение, которое вы сейчас слышали, заканчивается словами: “ничего никогда мы такого не видали” - сказал народ, когда увидел исцеление и прощение грехов этому человеку, которого принесли пред ноги Иисусовы. И перед этим, в этом же тексте, говорятся загадочные слова о том, «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Кто же такой Сын Человеческий? Это может быть переведено просто как человек. Как каждый человек является человеческим сыном. Но в Израильской апокалиптике есть такая книга пророка Даниила, где рассказывается о судьбах мира и пророчества о восстающих, каких-то страшных 4-х зверях. Какие-то страшные царства, и самое последнее – самое страшное. Но все они оказываются побеждёнными, и в мире заканчивается история явлением Бога, который подобен некоему старцу, почему и часто изображают Господа именно таким старцем. “И видел я, - говорит Даниил, - некого ветхими днями, и к нему был приведён некий образом как Сын Человеческий”. И Бог Ему даёт власть. Над всей историей, над всем миром, утверждает Его Царство, которому не будет конца. И вот с этого момента, это было ещё за 3-4 века до Рождества Христова, слова «Сын Человеческий» стали означать не только просто человека, но и вот этот эпизод пророчества в книге пророка Даниила. Что конец времён закончится нескончаемым царством Того, кто будет поставлен от Бога, Кто будет править всеми людьми.

И вот поэтому и в прошлое воскресение мы с вами читали о том, как Нафанаил приходит ко Христу и говорит о том, может быть что доброе из Назарета? И после нескольких слов, сказанных Господу, падает пред Ним на колени и говорит: ”Рави! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”. И Господь говорит ему слова из другого пророчества, что “отныне узрите небо открытым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому”. Опять то же самое. Нам опять Евангелие и в прошлое воскресение, и в это, говорит об этом уникальном событии прихода некоего Сына Человеческого на землю и становления Его вечного Царства. И те же самые слова Господь повторяет тогда, когда, стоя перед первосвященником Каиафой, это будет уже в конце поста, это в конце Евангелия от Марка, соединяются все эти упоминания, когда Он перед судом синедриона ничего не отвечает, потому что ясно, что что-то говорить этим людям бессмысленно. Но, наконец, когда первосвященник спрашивает Его – “скажи нам, Ты ли Христос, Сын Бога Живаго?” Иисус говорит – “Да! Я! И отныне вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную славы. И опять соединяет себя с этим уникальным образом Царя, царству которого не будет конца. Но священник расценил это как богохульство, в лицемерном гневе разодрал свои одежды и сказал: «смотрите, Он богохульствует». И весь cинедрион сказал: «Достоин смерти».

Вот так неожиданно приходит Бог на землю. Вот так бывает, когда люди ожидают спасения, устроения будущего своими человеческими воззрениями и планами, а Господь нам раскрывает именно вот это. То, что Иисус не просто один из пророков, не просто один из основателей ещё одной религии, а посланник Божий. Уникальность Его личности ещё раз нам подчёркивает и сегодняшнее евангельское чтение. Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. И говорит расслабленному: “Встань, возьми постель и иди в дом свой”. И он встал, и взял постель и пошёл.

И вот мы видим, как важно для человека прощение. И каждый из нас в Прощёное воскресение прощает своих ближних, он тоже как бы уподоблялся, присоединялся к этой благодати, которая исходит от Господа. Каждый из нас имеет образ и подобие, когда мы прощаем кого-то, то мы даруем тому человеку исцеление. Может не столь полное, как Господь даровал Своей силой и властью этому человеку парализованному, но каждый из нас имеет такую же благодать прощать другому грехи.

Поэтому сегодняшний день нам об этом напоминает, об уникальности личности Господа, об этой удивительной власти, которую Он имеет и власти, которой мы приобщаемся, и мы призваны тоже и сами прощать наших ближних, и чтобы были услышаны, прощайте, и Бог услышит и ваши молитвы. Пусть Господь благословит нас в этом нашем пути ко дню Пасхи, чтобы благодать Сына Человеческого, Его прощение целиком вошла и в наши сердца, исцелила нас от наших недугов, проблем, то, что мы сами даже не понимаем, и не видим и не знаем, но когда мы приходим ко Христу, то Он подобно этому человеку скажет нам то же самое – встань, возьми, что тебя держит и иди в дом свой. А дом свой – дом Божий, вечная Церковь, вечная слава Господа.

Аминь.