протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 марта 2011

Фонограмма


14Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

6Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

 

Мк. 8,34-9,1.

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя Крестопоклонная. И она попадает как раз на временной центр поста. Тем самым Церковь утверждает, что в середине поста, как бы в центр его, ставится именно Крест Господень, который мы вчера выносили на всенощной, поклонялись. И вот он и сейчас на аналое в храме, и будет лежать всю эту неделю, в эту центральную, срединную неделю поста, тоже одну из строгих, как первая и последняя, и в смысле пищевого поста и остальных форм проведения поста. Тем самым крест поставляется в центр этого времени, этой десятины, десятой части года, 40 дней, которые мы как бы особым образом жертвуем как дни наибольшего внимания к нашей духовной жизни. И поэтому и Евангелие, которое читается в этот воскресный день, большинству хорошо известное: «кто хочет идти за Мной, отвержется себе, возьмет крест и следует за Мной». Вот центральные слова сегодняшнего отрывка из Евангелия. И далее слова Господа: «кто хочет душу свою сберечь – потеряет её». То есть тот, кто будет заботиться о своей душе, о своей жизни, так сказать поставит её во главу угла – чтобы мне было хорошо, удобно, комфортно,– тот, увы, как раз эту самую свою жизнь, свою душу, потеряет. «А кто потеряет душу свою Меня ради и Евангелия, тот сбережёт её». Сбережёт, то есть сохранит самое главное, что есть у человека, вот это его драгоценное – личность. И далее Он говорит: «ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» Если человек обретает какое-то благополучие ценою нравственного преступления, он повреждает душе своей, и то, что он на это приобретает, будет не во благо ему, а, наоборот, в погибель.

Все эти слова особенно хорошо, глубоко, по-настоящему понимаются, если обратить внимание на то, в какой момент рассказа евангелиста Марка они приводятся. Что перед этим стоит в тексте Евангелия? А перед этим стоит исповедание Петра, когда он на вопрос: «а за кого вы Меня принимаете?», – отвечает: «Ты – Христос». То есть Ты – Царь, Ты – Посланник, Мессия, Которого мы ожидали. И Господь с этого момента стал ученикам открыто говорить о том, что «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, быть убиту, и в третий день воскреснуть». Что это означает? Это означает, если сопоставить с каким-нибудь примером из нашей жизни, скажем, какая-то команда собирается выступать в каких-то соревнованиях, и вот капитан команды говорит, что в этом соревновании мы обязательно должны проиграть. Мы потерпим поражение. В этом цель того, что мы делаем, этим всё закончится по человеческим меркам. Естественно, ему игроки будут говорить: «да ты что? зачем же мы будем в этом участвовать?». И поэтому понятно, почему Пётр, услышав эти слова Господа, отозвал Его и стал прекословить Ему. «Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Конечно, по-человечески Петру явно не хотелось, чтобы Господь пострадал, но Господь говорит о том, что без этого страдания, без этого прохождения через смерть, без этого принятия на Себя всего зла мира, спасения мира не наступит. Не наступит победы над всем этим злом, результатом которого является смерть. И только пройдя через это поражение, пройдя только через эту смерть, Господь принесёт миру новую жизнь.

И, конечно, на самом деле Господь и говорит о том, что каждый должен взять свой крест, если он хочет идти за Мной. По мирским меркам, конечно, это выглядит всё очень странно и нелепо. И когда люди кормят бомжей, скажем, хотя бы два дня в неделю, конечно, это выглядит очень странным: всё же мы не накормим всех, мы не решим этой проблемы, и так далее, зачем это, и запах неприятный, что-то делать? Или когда люди собирают вещи, в трудных условиях, где-то там в сарае их во дворе прячут, потом везут газели-полуторки за 300 километров в Тульскую область, в эти брошенные деревни, где ни работы, ничего нет, где люди рады каждой ничтожной вещичке, всего в 300 километрах от благополучной Москвы. Конечно, может показаться, что это совершенно нелепо. Действительно, и холодно, и ночевать там в общем-то некомфортно, и так далее, и так далее. Зачем это? Это по человеческим меркам. А вот по меркам евангельским, именно это Господь и ожидает, потому что именно это создаёт ту, другую, атмосферу в обществе. Христианство, которое мечтает о победе, о власти над миром – это не христианство. Потому что Господь пришёл не для того, чтобы сделать мелкие ремонты, что-то поправить в этом нашем мире, лежащем во зле. Он пришёл для того, чтобы его радикально изменить, через Свою смерть и воскресение.

И вот об этом же самом Он говорит и Своим ученикам. Вчерашнее Евангелие, окончание четвёртого, последнего Евангелия (Евангелия от Иоанна), троекратное вопрошание Петра – «Любишь Меня? Паси овец Моих, трудись для Моей Церкви, для всех людей, которые идут за Мной, которые ждут от Меня помощи». Трижды говорит об этом. А после этого Он не говорит Петру, что ты станешь епископом в прекрасном городе, все тебя будут почитать и уважать, все будут тебя благодарить, какой замечательный Пётр, как он хорошо всем служит. Нет, когда состаришься, тебя свяжут и поведут туда, куда не хочешь. И сказал это, предсказывая, какой смертью Пётр что сделает? Умрёт? Нет. Какой смертью прославит Бога! Вот христианская жизнь.

И мы должны быть готовы к тому, что наше христианское дело не завершается победой, а завершается поражением. Как жизнь многих христианских мучеников, близкого к нам отца Александра Меня. Люди говорят: ну что же – он трудился всю жизнь, проповедовал прекрасное, и Бог допустил, чтобы его убили топором около дома? Но вот это – жизнь христианина! Да, он пришёл к этому поражению, но это поражение придало небывалый вес всему тому, что он делал, говорил, писал. И вот так жизнь каждого христианина. Либо мы стремимся в этой жизни как-то более-менее комфортно устроиться, либо мы готовы чем-то жертвовать для того, чтобы жизнь стала другой, атмосфера жизни стала другая. Есть такая светская, так сказать, интерпретация этих же слов: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни». Но храбрых не просто, которые забираются по какой-то немыслимой скале или спускаются с каким-то безумным потоком реки, рискуя своей жизнью, а те, которые берутся за заведомо безнадёжное дело, но только потому, что это дело приносит добро другим. Только ради добра. Конечно, у каждого своя мера, у каждого вот этот самый свой крест. Мы не можем привести бомжа к себе в дом и там его отмыть, и так далее. Мы не в силах это сделать, наверное, это не наш крест. Но помочь тем, чем мы можем, вот тут мы к этому призваны. Изменить в своей жизни то, что мы можем сделать. На протяжении поста отказаться от каких-то видов пищи, отказаться от каких-то развлечений, больше уделить внимания помощи ближним, чтению Евангелия, сделать что-то такое, что обычно трудно сделать нам в жизни – такие маленькие, крошечные, ничтожные жертвы по сравнению с теми жертвами, которые приносили мученики. Но если мы это сможем сделать, то это будет действительно менять и нас, а через нас менять и атмосферу и жизнь вокруг нас. Хотя ещё раз повторяю, рассчитывать на победу мы не только не вправе, но и не должны. Христианская жизнь – это от поражения к поражению, и, тем не менее, в конце ожидает победа.

Вот давайте поразмышляем об этом, поразмышляем о том, что действительно, какой выкуп даст человек за душу свою? Сохранить вот этот дар, образ Божий, который вложен в нас – вот это наша задача. Какая цель моей жизни, для чего я живу? А вот ты живёшь для этого: чтобы образ Божий, вложенный в тебя, чтобы действительно стал Его подобием, чтобы действительно жизнь твоя была потрачена на то добро, которое ты можешь сделать, и даже когда кажется, что не можешь – вот за это добро браться и его делать. Несмотря на все эти трудности, а, может быть, даже поражения и гибель, которые тебя могут ожидать в конце.

Аминь.