протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 апреля 2011

Фонограмма


Евр. 6.13-20

13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

 

Мк. 9.17-31

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает об эпизоде, который следует за, можно сказать, успешным служением Господа и Его учеников. Они радостно последовали за Ним после чудесного лова рыбы; ученики стали свидетелями многочисленных исцелений; и самим им Господь дал власть над духами нечистыми, и они могли исцелять многих людей. И, наконец, трое из них стали свидетелями преображения на горе Фавор, когда Господь показал им в полной мере Свою славу – «Царствие Божие, пришедшее в силе». И вот сходят с этой горы Господь с учениками и встречают обычную уже сцену, когда ученики, окруженные толпой, спорят о чем-то. А предмет спора оказался в том, что они не смогли исцелить одного больного мальчика. И они убедились, что они встретились с какой-то такой могущественной злой силой, которая им уже не подчиняется, как было пред этим. И Господь совершает исцеление. Ученики в недоумении: «почему мы не смогли этого сделать?». Он говорит: «этот род, эта сила превосходит те злые силы, с которыми вы справлялись. И только молитва и пост помогут вам умножить веру. За неверие ваше вы не смогли это сделать». И затем начал учить о том, что Сыну Человеческому, то есть Ему, Господу Иисусу, надлежит много пострадать, быть предану в руки язычников, убиту, и в третий день воскреснуть.

Один комментатор Евангелия от Марка говорит, что вот это повествование и предшествующее подобны тому, как если путники поднимаются в гору, и сначала они идут по ровной дорожке, где почти незаметно повышение – легко, радостно, стрелочки указывают куда идти, всё происходит, так сказать, по-европейски, цивилизованно. Потом подъем становится покруче, уже немножко тяжелее, уже заметно. И вдруг за одним из поворотов открывается почти отвесная стена, с вбитыми крюками, там всякие страховки висят, и по этой стене им надлежит забираться на самую вершину – цель их пути. Вот так идет повествование Евангелия от Марка, когда они вдруг встречаются с чем-то непреодолимым и, более того, Господь говорит им, что Сыну Человеческому надлежит быть убиту. Господь много говорил притчами и разъяснял затем, и ученики – дальше рассказывает Марк – они не поняли что Он сказал, а спросить боялись. То есть они подумали, что это какая-то будет тоже притча, и каково бы ее значение? – размышляли они каждый в своем сердце. Но Господь на самом деле говорил вещи буквальные, а никакой притчи в этом случае не рассказывал.

И вот такой бывает жизнь христианина тоже. Когда поначалу идет вроде всё гладко, хорошо, а потом встречаются какие-то трудности. И сегодняшняя Неделя так и называется – Иоанна Лествичника – по имени отшельника, святого, который жил недалеко от Синайской горы. Много было там монастырей. Кто-то жил в монастырях – небольших общинах; кто-то жил отдельно, в одиночку, лишь иногда приходя в монастыри. И он наблюдал, как ночью паломники поднимались по этой горе, по которой и сегодня поднимаются паломники, с огоньками в руках, на эту вершину Синая, чтобы там встретить рассвет, там принести Господу молитву. И видел, как кто-то медленнее идет, кто-то быстрее. И ему пришла мысль взять этот пример как образ восхождения духовного каждого человека – по некой лествице – где тоже есть разные этапы, разные ступени.

Когда люди открывают для себя величие веры, открывают для себя Евангелие, Церковь, такие бывают радостные недели, месяцы, и даже годы, когда человек узнает много нового, проще говоря – новой информации: о себе, о Боге, о мире; перестраивается как-то его жизнь… Но проходит какое-то время и вся эта информация уже им усвоена, ничего нового он уже не видит. Евангелие перечитывать трудно, он эти слова уже знает почти наизусть, и эти сюжеты. Как же быть дальше? Конечно, можно себя заставлять, но как-то плохо получается. И вот тут очень важно понимать что – да, закончился период такого неофитства, такого молодого роста. Начинается период взрослости, когда встречаются и трудности, когда надо не просто уже скользить по поверхности явлений, а идти в глубину. Читая слова молитвы, вроде бы те же самые, но понимая, что за ними стоит огромное содержание, и усилием и разума и сердца стараться видеть это содержание. Не просто произносить «помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей…» и так далее, а сразу, быстро, мгновенно вспомнить – да! я нуждаюсь в помиловании, и Господь может меня помиловать по Своей только милости, и она велика, безмерно велика, безмерно превосходит мои грехи, мои немощи,– и так далее. И так – к каждому слову. И когда эти слова будут наполняться вот этими очень краткими, даже я бы сказал молниеносными молитвенными образами, размышлениями – молитва будет для нас наполняться совсем другим содержанием. Не просто скользить по поверхности.

Когда мы читаем Евангелие – то же. Не просто сюжет: кто что сказал, что произошло – а: почему именно в этом месте расположено то или иное повествование? Как оно связано с предыдущим? Как оно связано с последующим? Что говорит комментатор на эту тему? Как эта же фраза звучит в других переводах (здесь она, может быть, не совсем ясная)? А какое это имеет для меня значение? Поразмышлять над этим, и как бы погрузиться, даже прочитывая кратко эти знакомые евангельские строки, погрузиться в размышление, в то время как бы перенестись, пусть на несколько мгновений перенестись в это время. Иисус, идущий с учениками по пыльной дороге, срывающие колосья, фарисеи, и так далее. Чтобы мы понимали, что мы вошли в другой этап. И, конечно, там нам нужна именно вот эта молитва и пост, для того, чтобы на этом новом этапе мы понимали, что встреча с Богом – это не просто знакомый сюжет, некий рассказ, а это какое-то углубление вот в эти духовные пространства, которые перед нами открываются. Поэтому так важно это напоминание в этом евангельском чтении о цели вот этого пути Великого Поста. Сын Человеческий будет предан, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И так, наша жизнь тоже состоит и из этих прекрасных радостных путей, красивых привлекательных тропинок, но и из очень сложных отвесных подъемов, по которым поднимаемся, рискуя жизнью. Пусть Господь благословит, чтобы мы не смущались этим, не смущались и сухостью молитвы. Святые отцы говорят, что надо просто терпением проходить и вот эти этапы, стараясь открывать для себя новое и новое, всё более глубокое содержание нашей духовной жизни, в нашем пути за Христом.

Аминь!