протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 апреля 2011

Фонограмма


Евр. 9. 11-14

11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

 

Мк. 10. 32-45

32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

41И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

В эту неделю поста мы ещё ближе подходим к тем событиям, которые завершают драму евангельского и земного служения Господа Иисуса Христа. Господь с учениками восходит в Иерусалим, и в следующее воскресение мы будем читать уже об этом входе в Иерусалим. Пока ещё ученики с Иисусом на пути. И вот на пути Господь им говорит о том, что мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий будет предан на поругание язычникам, Его унизят, оплюют и убьют, и в третий день воскреснет. Ученики, слушая Господа, вновь не понимали, хотя Он третий раз в Евангелии от Марка говорит им об этой страшной судьбе и о том, что эта Его смерть не застаёт Его врасплох, а Он идёт к этой цели. Потому что это не какая-то роковая случайность, а это тот самый замысел, о котором говорил ещё пророк Исаия, что вот слуга Божий, Отрок Господа, Который берёт на Себя грех мира, «ранами Его мы исцелились». То есть иначе не наступит исцеление, освобождение людей. Вот это – путь к спасению. Ученики полагают, что Господь говорит опять в виде некоей метафоры: «в третий день воскреснет». В псалмах говорится о восстании: «Востани, Господи, повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя». И они полагали, что Господь говорит о том, что да, им будет очень трудно, но в конце концов они окажутся победителями. Но Господь говорил буквально о том, что произойдёт.

И в этот момент, в соответствии со своим пониманием, Иаков и Иоанн, любимые ученики, начинают просить, чтобы сесть одному по правую, другому по левую сторону, с тем чтобы вместе с Ним разделить эту славу, разделить эту власть. Но Господь говорит им, что «не знаете, что просите». И говорит о том, что сесть по правую и по левую сторону не Он решает, а кому уготовано Отцом. И в славе Его мы видим, что по правую и по левую сторону от Креста – места Его славы, места Его спасения, апофеоза всей истории, направленной на спасение, на избавление от зла, – по правую и левую сторону ещё два других креста. Но этого ученики пока ещё не понимают и негодуют на Иакова и Иоанна, что они просят о первых местах в будущем фантастическом правительстве. И Господь говорит им уже и о другом. Две важные вести содержатся в сегодняшнем чтении. Первая – это весть именно вот об этой жертве Христа. В Послании вы слышали слова апостола Павла о том, что Он приносит, входит в это святилище небесное «не с кровью тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление». И второе, о чём говорит этот отрывок – это, в сущности, политическое заявление, которое на все времена будет оставаться упрёком и укором для всякого человеческого устроения. Он говорит ученикам, что цари властвуют над народами, «почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да и не будет так. А кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугою. И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». В сущности, этими словами Иисус переворачивает всё устроение мира по человеческим представлениям, переворачивает с ног на голову, и начальствующий становится лишь служащим.

Человечеству очень трудно усвоить всё это, очень трудно понять, что всякое служение идёт именно через крест, потому что на протяжении истории, начиная от учеников, Иакова и Иоанна, всегда было вот это желание отделить Иисуса от креста. Принять Его нравственную сторону, гуманистическую, и отвернуться от креста, страдания, смерти, которая за этим следует. А между тем, именно таков был путь и учеников Христа, апостолов, и последующих праведников. Мы знаем, таков был путь Иоанна Златоустого, который призывал вельмож жертвовать деньги на бедных и отказываться от роскоши. Мы знаем, такой путь был у митрополита Филиппа, который призывал Ивана Грозного отказаться от бессмысленных преследований. Мы знаем, таков путь был многих новомучеников российских, и многих близких уже к нам людей: отца Александра Меня, который, несмотря на угрозы, продолжал проповедь – блестящую, удивительную проповедь Евангелия в конце 80-х и начале 90-го года. И таков путь каждого из нас. У каждого, конечно, свой крест будет, может быть, не столь страшный, но непременно на пути за Христом будет этот крест. Поэтому нам так важно понять вот эти две важнейшие вести: весть о жертве Христа, которая освобождает от греха, открывает нам этот путь; и вторая – вот это заявление, переворачивающее все человеческие представления о власти, о вертикали, которую человек пытается построить. Пусть Господь благословит нас, чтобы в нашей жизни мы помнили всё время об этих двух вещах, которые говорит Иисус в сегодняшнем евангельском чтении.

Аминь.