протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 апреля 2011

Фонограмма


Флп. 4:4-9

4Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,– и Бог мира будет с вами.

 

Ин. 12:1-18

1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

На малом входе с Евангелием в этот день вы слышали входный стих “Благословен Грядый во имя Господне!”. И в евангельском тексте мы тоже слышим эти слова, которые народ восклицал: “благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!”. Грядущий во имя Господне, а не в Своё имя, для славы Божией, а не для собственной славы. И вот сегодняшний день соединяет в себе радостное и трагическое. Радостное оттого что Господь Себя наконец явил открыто, как Мессия, как посланник Божий, как Царь, Царству Которого не будет конца. И трагичный день, потому что народ не узнал этого, потому что народ полагал, что это будет царь этого данного государства, Израиля, который прогонит оккупантов, расширит свои границы, все будут служить этой стране... А замыслы Божии были гораздо шире: принести Царство Вечное всем людям, всему миру, на все времена. И вот это Царство приносится во имя Бога. Когда человек во имя своё, он восседает на престоле, окружённый почестями, величиями. А когда идёт во имя Божие, то он восходит на трон, имя которому – крест. И вот здесь у нас наверху, как раз над иконостасом, вы видите стены Иерусалима, которые становятся фоном для престола Иисуса, фоном для Креста.

Людям всегда хочется крепкой власти. Им всегда кажется, что недостатки все возникают только потому, что власть недостаточно сурово наказывает какие-то отступления, поэтому нет порядка. А Бог видит иное. Он ожидает от каждого человека любовь к добру, свободное принятие добра, радостное принятие добра. И даёт нам пример устроения в Сыне Своём, Который пришёл не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить, и отдать жизнь Свою, пройти тот путь, который проходит каждый человек.

И вот народ не узнаёт день своего посещения. Господь горестно восклицает: “О, если бы ты знал день посещения твоего!”. Так бывает и в нашей жизни, когда мы пропускаем этот день, когда жизнь наша идёт тускло, бесцветно, однообразно, идёт так потому, что в жизни нашей нет Духа Христова. Потому что Дух Христов – это служение, это отдача, “мы отдали и этим мы богаты. А большинству из людей кажется так, что чего-то нам недодали, чего-то нам не дали, не хватает, вот поэтому у нас всё как-то не складывается. Вместо того чтобы подумать – а что я мог бы отдать и чего я недодаю того, что я мог бы: любви, помощи, поддержки ближним? И Господь нам даёт вот этот великий пример, что на самом деле подражание Ему – это следование кресту. Это то, за что Господь и живёт, и умирает. И стать христианином это именно быть готовым и жить, и умирать для дела Христа. Давайте об этом с вами подумаем в предстоящую Страстную седмицу, когда постараемся как можно больше времени уделить именно вот этой главной идее, которую несёт Евангелие – идее служения. “Что польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?”. “Кто спасёт (сохранит) душу свою, тот погубит её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасёт её”.

Аминь.

 

Ещё, дорогие друзья, мне хотелось вот какое сделать пожелание. Мы такой возглас произносим “Христос посреди нас”. Это я его не придумал, этот возглас произносится в алтаре: священники приветствуют так друг друга, целуя престол, целуя поставленные на него Дары, и лобзают друг друга в “рамена” (это в переводе на русский означает плечи), и говорят “Христос посреди нас”, старший говорит, а младший отвечает “и есть и будет”. И мне кажется уместным было вот так приветствовать нам друг друга в этот момент. Но только важно, чтобы мы уважали границы других людей, потому что иногда люди бросаются лобзать малознакомых или совсем незнакомых, те смущаются, уходят, или вообще как-то стараются где-нибудь подальше быть, чтобы их никто не лобзал, и так далее. Поэтому давайте ограничимся, если не уверены на 150 процентов что человеку будет в радость, можно пожать руку и сказать “Христос посреди нас”. Он ответит “и есть и будет”, чтобы нам не смущать никого. Это будет и скромнее, и как-то уважительнее друг ко другу.

Спаси Господи.