протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
1 мая 2011

Фонограмма


 Деян. 5. 12-20

12Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

 

 Ин. 20. 19-31

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Лет 10 назад я слышал слова, которые мне очень понравились, о вере и неверии. О том, что вере противоположно не сомнение, а равнодушие. Не следует бояться поэтому сомнения, потому что сомневающийся ищет ответ и, если он ищет добросовестно, непременно его найдёт.

И сегодняшнее Евангелие, и сегодняшний день воскресный, Неделя о Фоме, является, пожалуй, самой лучшей иллюстрацией к справедливости этих слов. Сегодняшний день называется ещё в календаре “Антипасха”. Анти не в смысле “против”, а “вместо”, то есть такой же важный день, как и само празднование Пасхи. Важный вероятно потому, что он посвящён именно воспоминанию о человеке, который сомневался и требовал доказательств. И Господь дал ему эти доказательства. Когда он увидел, что Господь видит его сердце, знает, что происходит в его душе, он не просто молчаливо признал: да, я был неправ, а бросился ниц перед Господом и сказал Ему: “Господь мой и Бог мой!”. То есть, то самое возвышенное, что только можем мы сказать о Мессии, о Господе Иисусе Христе.

И для нас это, конечно, великое утешение. Мы видим, как Господь снисходит к человеку, даже когда человек отвергает свидетельство самых близких людей, с которыми он был много лет рядом с Иисусом, и вот он не верит им. Господь найдёт путь, чтобы показать ему, если он действительно ищет Господа, показать ему, что всё это правда. Это событие ещё имеет одно очень важное значение в таком апологетическом плане, потому что нередко люди, сомневающиеся вообще в историческом бытии Иисуса, а тем более в Его воскресении, говорят о том, что это было страстное желание учеников, они верили, что Он не умрёт, что Он воскреснет, и вот поэтому такая, так сказать, групповая галлюцинация какая-то была. Совершенно ясно, во-первых, что ученики не понимали даже, что значит воскреснуть из мёртвых, потому что в то время в Израиле да, была вера в воскресение, но в воскресение всех людей: когда-то в будущем все люди сразу воскреснут. А то, что воскреснет сначала один, а именно Мессия, Которого ожидали как освободителя, Царя, земного Царя, в это не только никто не верил, никто даже об этом и не думал, и не знал. И вот происходит, однако, именно такой план Божьего спасения, что Иисус умирает за грехи людей и побеждает зло в самом его наивысшем проявлении – побеждает смерть. И вот то, что Господь показывает этот эпизод с Фомой, говорит о том, что ученики были крайне далеко от того, чтобы ожидать это или даже поверить, когда им говорят их близкие друзья. И только прорыв Господа в его сердце, в его жизнь, убеждает Фому.

  И для нас здесь, конечно, содержится такое очень важное наставление, потому что мы живём в то время, когда многие из наших очень близких людей, супруг или супруга, дети, родители из советского прошлого, не верят ни вообще в Бога, ни в христианство в частности. И поэтому для нас очень важно быть, во-первых, свидетелями, не скрывать свою веру, но и не досаждать ею своим близким, а быть свидетелями правды, свидетелями истины, свидетелями через то, что мы становимся лучше, уверовав во Христа, и становясь членами Церкви. И помнить о том, что подобно тому, как Господь нашёл путь к сердцу Фомы, так найдёт путь и к сердцу наших близких, без того, чтобы мы их донимали, заставляли, принуждали: вот ты пойди в церковь, и так далее, потому что начинать с этого бывает совершенно неправильно. Потому что, войдя в церковь, человек попадает в общество, рассчитанное не на новичков, не на вновь пришедшего человека, а на людей, которые уже уверовали, читали Евангелие, уже они приходят, именно имея в себе багаж веры и каких-то богословских знаний. И если приходит человек совершенно свежий на службу, он может себя ощущать как первоклассник, попавший в 10 класс. И вместо обращения переживёт что-то противоположное. Поэтому нам следует доверять Господу, свидетельствовать мирно и спокойно и верить, что Господь найдёт путь для того, чтобы привести наших близких к Себе, привести их к той жизни, ради которой и написаны все эти четыре Евангелия.

Аминь.