протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
8 мая 2011

Фонограмма


 Деян. 6. 1-7

1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 

  Мк. 15.4316.8

43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16

1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день, Неделя жен-мироносиц, в недавно сложившейся православной традиции вполне справедливо именуется как православный женский день. Так что всех именинниц, всех наших дорогих сестёр поздравляем в этот день с днём ангела. И в самом деле, это совершенно справедливо, потому что мы видим, что в сегодняшнее воскресенье совершается третье подтверждение истинности Воскресения Христова. Мы знаем, что троекратное подтверждение какого-то события принято и в ветхозаветной, и в новозаветной Церкви давно: и троекратно подтверждает человек, принимающий крещение, отречение от сатаны; исповедание Христа сочетанием с Ним; и много, много, много других примеров, когда троекратно повторение какой-то истины, оно является утверждением, что именно так оно и есть.

И вот мы видим что действительно, в первое пасхальное воскресенье мы празднуем самый факт Воскресения Христова, эту потрясающую весть, которая изменила всю историю мира. В следующее воскресение, в Неделю о Фоме, когда в подтверждение, в доказательство скептическим натурам, сомневавшимся, как Фома, пока не попробуют, не увидят сами, Господь приходит, и в тех или иных обстоятельствах жизни, может и не так, как Фоме, но свидетельствует о том, что да, это истина – Он воскрес. И наконец, вот это третье подтверждение в сегодняшний день требует некоего такого богословского осмысления. Дело в том, что если мы посмотрим повествование Евангелий, всех четырёх, о Воскресении, мы увидим множество расходящихся между собой деталей. Как бы с разных точек зрения рассказывают, разные традиции сохранились, и в деталях эти свидетельства расходятся, иногда в существенных. Там одна Мария Магдалина была, где-то там три было, и так далее и так далее. Но это не так важно, потому что практика криминальная показывает, что свидетели даже очевидного, того, что совершается на глазах, рассказывают совершенно по-разному события. Часто совершенно противоречат друг другу. Но само событие несомненно было. И вот все четыре Евангелия сходятся абсолютно в том, что первыми увидели Иисуса именно женщины. Когда мы говорим жёны-мироносицы, речь идёт совсем не о том, что они были чьи-то жёны. Жена, по церковнославянски – это женщина просто. То есть, те ученицы, которые сопровождали апостольскую общину, которые тоже веровали в Иисуса, как в Мессию, и, наконец, которые стояли у креста во время этой страшной Голгофской трагедии. И вот все четыре евангелиста согласно свидетельствуют, что да, действительно, первыми увидели женщины.

Долгое время бытовал такой взгляд, что все Евангелия написаны где-то в конце первого, второго века, уже когда утвердились христианские общины, когда Предание стало складываться, и так далее. То есть, это как бы некий довольно поздний плод жизни христианской церкви. Но вот обращает на себя внимание то обстоятельство, что несомненно ранние произведения христианской письменности, как скажем Послание к Коринфянам, рассказывает о том, что свидетелями воскресения были более 500 братьев, многие из которых почили, а иные и поныне живы,– пишет апостол Павел,– потом и мне явился, как некоему извергу… И ни слова о женщинах. Ни слова. Нигде, ни в Посланиях, ни в Деяниях, нигде об этом не говорится. Почему? Ответ очень простой. Потому что для античного мира женщины как свидетели серьёзно не могли быть восприняты. Это была бы дискредитация самой вести. Ну что там, женщины, всё равно что дети рассказали, мало ли что. И вот, однако, несмотря на это, все четыре Евангелия говорят о том, что да, первым явился женщинам. И это совершенно очевидно говорит о том, что евангельское повествование восходит к самым первым свидетельствам, самым первым фактам жизни христианской церкви. Иначе бы об этом умолчали, как умолчал апостол Павел, чтобы евангельскую весть не дискредитировать, он говорит о своём личном опыте, явился братьям, а о женщинах ни слова. Так что вот это воскресение, оно является именно подтверждением этого удивительного факта, о котором говорят Евангелия, и которое говорит о наибольшей древности именно этих евангельских повествований, когда ещё община не подвергла их редакции в целях более убедительного свидетельства языческому миру, где это Евангелие начало проповедоваться. Так что с чем вас и поздравляю, дорогие наши сёстры, что ваше свидетельство оказалось самым древним и действительно самым первым.

И ещё, конечно, очень важно для нас то обстоятельство, что вот, казалось бы, шли соблюсти какие-то внешние ритуальные правила, уже без всякой надежды, в страшном горе, и вот именно эта верность Учителю, именно эта верность, которая выразилась вообщем в каких-то внешних действиях, оказалась достойной в глазах Господа, что они первые узнали эту потрясающую радостную весть. И когда пошли, рассказали апостолам, те не поверили. Пётр подошёл, посмотрел, отошёл, в себе дивяся бывшему, один только Иоанн увидел и уверовал, но во что уверовал, чётко не сказано. Но, так или иначе, в этот же день вечером Господь является ученикам, и, как позже пишет Марк, “и поносил неверствие их и жестосердие, что видевшим Его не яша веры” – не поверили.

Ещё, наверное, следует, ради справедливости добавить, что сегодня не только день памяти жен-мироносиц, но и праведного Иосифа Аримафейского, и Никодима, которые были тоже учениками Господа, и этот смелый, героический можно сказать, поступок Иосифа, когда он идёт и просит тело распятого преступника. Как бы тоже он из Его сообщников, мог поплатиться за это и карьерными неприятностями, а может и арестом, или ещё того хуже. Пётр, когда его только заподозрили, – служанка, не Пилат, правитель, а служанка: “а ты вроде из них, и речь твоя обличает” (галилеяне имели акцент такой характерный), он в страхе, не помня себя от ужаса: “нет, нет, я не знаю Его. И когда петух запел, опомнился, что это было предсказано Господом. И вот Иосиф идёт, просит у Пилата тело, уже скоро вот-вот наступит субботний покой, и надо успеть до появления двух первых звёзд всё закончить. А Пилат, вместо того чтобы разрешить, посылает за сотником, сотник приходит, Пилат его спрашивает, сотник говорит: “да, действительно, мы Его и копьём пронзили, и всё, точно умер, так что можно отдавать, ничего не произошло”. И, так или иначе, Иосиф Аримафейский, богатый и знатный человек, хоронит Его в своём новом гробе, в новой пещере, а женщины смотрят, где хоронили, чтобы придти через день после субботы, в первый же день недели, не перепутать, где всё это находится, и приходят. Вот такой замечательный сегодня день, замечательный сегодня праздник.

Поэтому для нас очень важно, что в христианской церкви, действительно, с самого начала устанавливается, во-первых, вот это равенство – равенство служений, и мужского служения, и женского. Хотя виды их разные. Мы видим, что традиционно они различаются по служениям, но этическая, нравственная, миссионерская значимость одинакова.

Поздравляем всех вас!

Христос Воскресе!