протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 мая 2011

Фонограмма


Деян. 9, 32-42.

32Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

 

Ин. 5, 1-15.

1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя о расслабленном, то есть Неделя о парализованном человеке, которого исцеляет Господь Иисус. 38 лет лежал этот человек в одном из коридоров этой купальни, где люди иногда получали исцеление: когда благодать Божия возмущала воду и она вскипала – кто входил первый, получал исцеление. Но понятно, что множество больных, все отталкивали друг друга, стремились первыми войти и далеко не всем это удавалось. И вот этот человек лежал 38 лет!

По нашему законодательству пожизненное заключение самым тяжким преступникам составляет 25 лет. Если человек себя хорошо ведёт, встал на путь исправления, то пожизненное заключение через 25 лет заканчивается, и его отпускают на свободу. А вот здесь человек 38 лет. И никто не может ему помочь. Он говорит: “не имею человека, который мог бы мне помочь”. И понятно, что в каких-то ситуациях люди бессильны нам помочь. Помочь может только Сам Господь, чтобы мы встали, обратились к жизни. Слово, которое Господь сказал – “встань, возьми постель” – ещё имеет значение “воскресни”. Господь в силах воскресить каждого из нас. И часто то, что не под силу какому-то человеку, психотерапевту, психологу и так далее, возможно для благодати Божией.

  И вот в этом повествовании я бы хотел остановиться на трёх моментах. Первое: слова, которые Иисус говорит исцелённому, когда уже позже встречает его в храме, и говорит: “вот ты исцелился, не греши больше, чтобы не стало с тобою чего хуже”. То есть, это говорит о том, что нередко бывает так, что физический недуг является следствием человеческого греха. И в народе, к сожалению, это мнение является преобладающим. Если человек заболел – “ну ты наверное что-то такое не так сделал”. Это не только сейчас, это было на протяжении всей истории. Иов, когда впал в болезнь и лишился всего имущества, детей, к нему пришли друзья, которые любили его, уважали его, и в качестве утешения они стали говорить: “ты вспомни, ты наверное что-то не так сделал перед Богом, не может быть, чтобы ты был праведным человеком и вот так пострадал”. А Иов утверждал, что нет, ни в чём перед Богом он не погрешил в такой мере, чтобы вот так страдать.

И, действительно, через воскресение мы будем читать Евангелие о слепом (тоже от Иоанна), где ученики спрашивают Господа: “почему вот этот человек родился слепым? Он ли согрешил, или родители?”. А Господь говорит: “ни он, ни родители, но чтобы на нём явились дела Божии”. То есть мнение о том, что болезнь есть непременно следствие вот этого греха этого человека, оно не всегда справедливо. И так бывает, и бывает по-другому. “Явились дела Божии”... Это не всегда вот такое исцеление, как было исцеление слепого. Но дела Божии – это призыв к нам помогать бедным, больным, несчастным; призыв к нам работать над изучением всех процессов, которые протекают в человеческом теле, находить новые лекарства, находить новые способы лечения, чтобы та власть, о которой Господь сказал нам: “дана вам всякая власть над болезнями”, “на недужных руки возложат и здравы будут”, чтобы она действительно стала достоянием человека. Так что в этом отношении в каких-то случаях очевидно, что люди по грехам своим: обижаясь, всё время такая самовлюблённость, я уж не говорю о увлечении наркотиками, алкоголем и так далее, иногда даже неправильные психологические установки вызывают у человека вот такие телесные недуги. Это первое.

Второе: то, что Господь имеет эту власть исцелить его, имеет власть освободить от этой болезни. Он единственный, Кто может сделать то, что невозможно людям.

И, наконец, третье – это то, что Господь меняет не только жизнь этого человека, Он меняет вообще отношения между людьми и Богом. Потому что исцеление произошло в субботний день, и, казалось бы, ну действительно, можно было в любой другой день исцелить, но Господь почему-то именно в субботу совершает множество чудес, исцелений, как бы вызывая на Себя огонь традиционно настроенных людей, что в субботу нельзя совершать никакой работы. А исцеление, а тем более то, что сказал расслабленному “возьми постель свою и иди в дом свой” – это совсем уж работа: несёт тяжёлые вещи,– нарушение, явное нарушение субботы. Но Господь говорит о том, что здесь пришёл Тот, Который объявляет что не человек для субботы, а суббота для человека. И людям бывает это очень трудно принять, и дальнейшее повествование этой главы, отрывок из которой мы сейчас слышали, говорит о том, что ещё более стали гнать Иудеи, потому что нарушал субботу. “Не от Бога этот человек, потому что не хранит субботу”.

Но в истории бывает так, что какие-то важные постановления отменяются или видоизменяются. Мы помним, как Моисей в пустыне сделал змия по Божьему приказанию, чтобы всякий укушенный змеёй, на него посмотрев, получил исцеление. Это, конечно, было пророческое действие, провозвестие взгляда и веры на распятого Христа. Но прошло какое-то время, и народ стал почитать этого медного змия, который, казалось, был святыней, давал исцеление, через какое-то время стал почитать как какое-то божество. И некий царь, по откровению Божьему, уничтожил его, стёр в порошок и его не стало. Так что какие-то религиозные обычаи, действия, неизбежно отпадают. И это всегда происходит на протяжении всей истории, потому что для Бога важно не внешнее соблюдение человеком каких-то правил, каких-то жертвоприношений, каких-то вот действий, а для Него важно сердце человека, куда оно устремлено. И когда мы так стараемся отстаивать только традицию, мы можем впасть в ошибку, что она нам окажется дороже человека. В нашей современной жизни мы видим на многих монастырях, храмах, надписание, что ни в коем случае не входить женщинам без головных уборов, или в брюках, и так далее и так далее. И приходится всякие ухищрения принимать, кто-то там какие-то юбочки на себя надевает, оборачивает, и прочая и прочая. И это становится препятствием для многих людей, женщин, прийти в храм, потому что уже давно брюки стали обычной нормальной женской одеждой. Патриарх Алексий никогда не обращал на это внимание – там она в платке, без платка, в брюках, не в брюках, и так далее и так далее. Ему важно было, что человек пришёл, чтобы встретить его с любовью, чтобы человек, придя хотя бы даже в первый раз, пришёл во второй и в третий, в десятый и сотый. Потому что есть риск, что если сказать, “нет, ты в брюках, ты пожалуйста отсюда уходи”, есть риск, что человек потом уже никогда не придёт. Так что вот такой обычай, он становится препятствием, из благочестивого, традиции, он превращается в препятствие для людей приходить в храм. Вот эта зацикленность на платочках и брюках становится чуть ли не главной. Хотя гораздо важнее сердце, обращённое к Богу, желание жить по правде Божией, а не по нашим человеческим заблуждениям. Давайте вот об этом помнить и благодарить Господа, что Он открывает нам вечно живой, прекрасный, радостный путь следования за Ним.

Аминь.