протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
22 мая 2011

Фонограмма


Деян.  11:19-26, 29-30.

19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

 

Ин. 4:5-42.

5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

3Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресение называется Неделя о Самарянке и читается вот этот большой отрывок из Евангелия от Иоанна о замечательном примере миссионерского служения во время земной жизни Господа Иисуса Христа. О том, как Он использует такой, казалось бы, внешний случай, для того, чтобы говорить с людьми о самом главном. Господь приходит с учениками в Самарянский город, это краткий путь для паломничества из севера через Самарию в Иерусалим. Полдень, жарко. Ученики отошли, чтобы купить пищи в селении, Он остаётся у колодца и вот приходит женщина-самарянка за водой. Время совсем необычное, полдень, потому что, видимо, у неё были трудные отношения с её знакомыми в этом селе. Дальше мы понимаем, почему это так было. Ей Господь говорил: “у тебя было пять мужей, и которого сейчас имеешь, не муж тебе”. Понятно, что личная жизнь у этой женщины была не очень простой. А в маленьком селении, конечно, все друг про друга знают и, конечно, на неё смотрели косо, как на женщину, мягко говоря, не очень приличного поведения и образа жизни.

Но именно с ней Господь начинает разговор, и начинает с просьбы к ней: “Дай Мне пить”. Перед этим евангелист замечает, и неслучайно, “был же час шестой”. И мы сразу, конечно, вспоминаем час шестой, когда во время распятия Господь говорит: “Жажду”. Господь жаждет нашей помощи, нашего участия, мы ему нужны. И вот тут Он просит у Самарянки воды. Она удивлена, потому что «как Ты, Иудей…”, и вообще Иудеи не общались с Самарянами. А для взрослого мужчины-иудея разговаривать с женщиной, вообще быть даже одному один на один в присутствии женщины – вещь такая не очень приличная. А тем более с Самарянкой. “Как Ты просишь у меня пить?” – удивилась она. А Он ей говорит, что “если бы ты имела дар Божий и знала бы, Кто с тобою говорит, ты сама просила бы у Него пить”. Она удивляется: “как Ты можешь дать мне воду, если у Тебя нет даже чем черпать. Неужели Ты больше, чем отец наш, Иаков, который вырыл этот колодец уже много веков назад и мы до сих пор им пользуемся?”. А Господь говорит о другой воде. “Я дам тебе воду, которую, если ты будешь пить, не будешь жаждать вовек”.

Она удивлена. Но мы замечаем, что в Евангелии очень часто Господь говорит загадочно с людьми, как бы выводя их из обычного состояния беседы, вот такого мирного течения жизни, выводя их в какое-то неожиданное измерение, которое Он привносит в этот мир, как всегда присутствие Божие привносит в нашу жизнь что-то совершенно неожиданное. И тогда она говорит, что “дай мне такой воды, я так бы хотела её иметь, эту воду”. А Господь говорит ей слова, которые как бы проясняют всё неустройство её жизни: “приведи мужа своего”. И она честно, со вздохом, признаётся: “нет у меня мужа”. Господь говорит: “Правду ты сказала. У тебя было пять мужей, и которого ты сейчас имеешь, не муж тебе”. И она говорит: “Господи! Верю, что Ты пророк!”. И как бы желая перевести разговор в другое русло, как бы тоже такое нравственное, но всё-таки другое, она переключается на другую тему. “Вот отцы наши поклоняются на этой горе, а Вы говорите, что место, где надо поклоняться Богу, находится в Иерусалиме”. Господь это тоже использует для того, чтобы сказать что-то необычайно важное, для неё, и для каждого человека, для всех людей: “поверь Мне, наступает время, когда будете поклоняться не на этой горе, и не в Иерусалиме, а в духе и истине, потому что Бог есть дух и тот, кто поклоняется в духе и истине, достойно поклоняется”.

Тем самым Господь через неё говорит всем о том, что поклонение Богу, Который Владыка всего, не может быть связано с каким-то местом. Каждое место является лишь указателем, символом, на присутствие Божие во всём мире. Но важно, чтобы указатель, символ, не стал, не заменил собой Бога, не стал местом почитания, чтобы мы не входили в язычество и именно так относились к тем или иным местам. Ещё Соломон это прекрасно понимал, когда в молитве на освящении первого храма он говорил – “Само небо небес не может вместить в себя Тебя, тем более этот храм”. По нашим нынешним представлениям, конечно, очень скромный. И это, конечно, совсем уж она не понимает, и говорит: “Ну да, конечно, это сложные вопросы”. Переключает опять на другую тему: “когда Мессия придёт, то нам всё объяснит. И по этому поводу так всё относительно, и вот эти отношения семейные такие непонятные… Мессия придёт, всё нам объяснит”. И тут Господь ей говорит самое неожиданное, которое выводит вновь её на какой-то другой уровень: “Это Я, Который говорю с тобою”. Она удивлена, потрясена, она понимает, что что-то изменилось в её мироощущении, в её жизни, в её сердце, и она тут же встаёт и торопится обратно в своё селение, сказать своим односельчанам: “вот Человек, Который сказал мне всю истину – не Он ли Христос?”. Таким образом, она понимает то, что ученики ещё не вполне понимали. Она становится апостолом, свидетелем о Христе для своих односельчан.

Вот это поразительно, что Господь избирает для свидетельства не только женщину из другого народа, который был во вражде с Иудеями, а Иудеи с ними, но вообще женщину, так сказать, такого сомнительного поведения, и вообще женщину. О чём может свидетельствовать в то время женщина? И, тем не менее, она идёт к своим односельчанам с тем, чтобы рассказать об этом. И Господь так радуется этому! Он так рад, что сердце её повернулось к Богу, повернулось именно потому, что характерно для человека именно то, когда он получает вот это свидетельство Божие – не просто какие-то эмоциональные впечатления, не просто какие-то культурные ценности рассматривает, или какие-то свои душевные состояния, а встречается с Богом,– ему непременно первое желание этим поделиться, потому что это всё переворачивает, все его обычные жизненные представления.

Приходят ученики, говорят: “Равви! Ешь!” А Он уже отказывается от пищи, говорит: “у Меня есть другая пища, которую вы не знаете”. И ученики удивляются, разве кто-то дал Ему есть? Но понятно, что когда человек чем-то захвачен, захвачен чем-то очень важным, что совершается самое главное в его жизни, он забывает уже и о пище. Господь говорит: “Посмотрите на нивы, как они побелели и готовы к жатве, как люди страждут духовной пищи”. Какой духовный голод тяжкий они испытывают, что от одной этой беседы, свидетельства Самарянки, они уже все поворачиваются совсем к другому мироощущению, совсем к другой жизни. И проходит короткое время, и действительно, жители этого селения приходят к Нему, буквально может час-полтора прошло, приходят к Нему и просят остаться с ними. Они тоже понимают, что это не просто какой-то обыкновенный, один из многих путников в Иерусалим, а это действительно Тот, о Ком она стала свидетельствовать: не Он ли Христос?

И Господь остался, и пробыл там несколько дней, как говорит нам евангелист. И самаряне говорили: “Да! Мы воистину узнали, что Он Спаситель мира, Христос”. Спасителем мира в то время величали римского императора, который спас мир от всякой междоусобной брани, разбойников на дорогах, пиратов в морях, и так далее. Римский порядок всё это более-менее установил на несколько веков. И вот нам в этом рассказе даётся потрясающий пример. С потрясающим мастерством евангелист рассказывает о проповеди Господа казалось бы, самым простым людям. Конечно, здесь не только мастерство евангелиста, а вот это само событие, которое произошло.

И это великий пример для нас, который и нас тоже заставляет задуматься: какой люди, окружающие нас, испытывают голод, хотя, быть может, и совсем не знают его, потому что весь мир, который нас окружает, все средства массовой информации, все направлены на то, чтобы промывать наши мозги в том отношении, что только этот видимый, реальный мир существует, ничего другого нет. Об этом не заботься. То, что вот сегодня можно получить, всё это получить, куда-то пойти, это сделать, увидеть, всё… а ничего другого вообщем-то и нет. И нечего об этом думать, там Церковь чем-то занимается, своими делами. Ну иногда, конечно, если что-то такое случится, придём туда, а так живём своей жизнью. И вот это нам великий пример, как Господь самым простым человекам, совершенно неожиданными словами находит пути к сердцу её, этой женщины, и к сердцу всех людей, которые действительно жаждут. Жаждут прежде всего духовной пищи.

Аминь.