протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
5 июня 2011

Фонограмма


  Деян. 20:16-18, 28-36

16ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

28Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

36Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

 

Ин. 17:1-13

1После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресение посвящено памяти отцов Первого Вселенского Собора, то есть тех епископов, которые в 325 году по инициативе императора равноапостольного Константина собрались в Никее (это новый город, построен был неподалёку от столицы восточной части Римской империи, позже Константинополя) для ответа на тот вопрос, который в своё время Господь задавал Петру, всем своим ученикам. Когда Он спросил: “за кого почитают Меня люди?”, – они отвечали, что за одного из пророков воскресших, или за воскресшего Иоанна Крестителя, или за одного из других святых Ветхого Завета. И Господь задаёт им вопрос, который является, собственно, главным для каждого из нас. Он спрашивает: “А вы? За кого вы Меня почитаете?” И Пётр за всех отвечал: “Ты – Христос, Сын Бога живаго”. То есть Ты – Мессия, Сын Божий. И вот этот ответ Петра, собственно, призван дать каждый из нас. Но важно, чтобы это были не просто произносимые нами слова, а осознание того: что действительно означает то, что Мессия, Спаситель мира, приходит к нам как Сын Божий? И вот Церковь даёт на это ответ после трех веков преследований, страданий, и даёт ответ, который не придумывается богословами, философами того времени, а который черпается из Священного Писания, которое сложилось уже к концу I века и за это время ценой многих страданий, мучеников, сохранялось христианами и было донесено до Церкви начала IV века, когда христианство наконец было признано сначала как религией вполне, так сказать, разрешённой, “религио лицита”, а затем как и государственной религией всей Римской империи.

И вот важно было осознанно дать ответ – Кто же есть Христос, с тем, чтобы епископы разных частей Римской империи, от Испании до границ с Индией, решили как всё это сформулировать, чтобы каждый верующий имел вот это представление, не искал, не гадал, не пользовался разными версиями, а имел некую единую формулу. И был составлен вот этот потрясающий текст Символа веры, который мы с вами поём во время Божественной литургии. Но здесь надо уточнить, что на этом Первом Соборе была составлена только первая часть, там ещё не говорилось о Святом Духе, а только об Отце и Сыне. И наш церковный календарь, круг духовной жизни нашей, он идёт именно вслед за этими историческими решениями Соборов. Следующий был в 381 году Собор, который создал уже формулировку о Святом Духе. А пока, на сегодняшний день, на сегодняшнее воскресение, мы как бы призваны созерцать эти решения об Отце и Сыне. Как бы Церковь нам сегодня приоткрывает то, что Бог не некая монада, удалённая от нас, а выходит к нам навстречу и раскрывается не просто как Господь Вседержитель, а как Сын, Который нам показывает любовь Отца, показывает Его природу. “Видевший Меня видел Отца”. А уже в следующее воскресение мы будем праздновать познание во всей полноте, когда мы будем вспоминать сошествие Святого Духа на апостолов, день рождения Церкви, и просить, стоя на коленях, чтобы Господь и в нашем сердце обновил благодать Святаго Духа.

И вот в сегодняшнем евангельском чтении, которое представляет собой первосвященническую молитву Господа на Тайной вечере, буквально за несколько часов перед тем, как Он будет схвачен врагами, и подвергнут пыткам, и распят, и умрёт на кресте, Господь молится о своих учениках, и апостол Иоанн Богослов нам передаёт текст этой потрясающей, довольно большой и бесконечно глубокой молитвы. И вот в этой молитве Господь говорит: “Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты Мне дал”. Имя Божие, которое мы теперь знаем как Отец, Сын и Святой Дух. Не просто Яхве, Сущий, но каков Сущий. Вот эти три Божьих лица, которые нам уже раскрываются в евангельском тексте, на протяжении всей Библии, и особенно раскрываются уже вот в этих событиях церковной жизни, евангельских воскресений, схождений Святого Духа на апостолов, для нас приоткрывается эта тайна Божия. Это не значит, что мы можем познать Бога. Бог непознаваем, Он превосходит нас настолько, насколько превосходит расстояние до дальних звёзд, миллионы световых лет, от наших привычных расстояниях в сантиметрах, километрах и так далее. И, тем не менее, мы узнаём вот это самое главное о Боге, то, что нам раскрывает Сын Божий.

И в сегодняшнем апостольском чтении читался также отрывок из книги Деяний святых апостолов, где имеются несколько строк, которые студенты семинарий заучивают наизусть, как текст Священного Писания, говорящий о Божественной и человеческой природе Господа Иисуса. Когда апостол Павел, прощаясь с пресвитерами в Эфесе, говорит, что больше не увидит их лица, потому что ему должно идти в Иерусалим и там быть схваченным, пострадать, и уже не сможет больше к ним прийти, просит их, чтобы они сохраняли Церковь. И молится так: “итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога”. И далее: “которую Он стяжал, приобрёл Себе Кровию Своею”. Догматическое богословие видит в этих строках утверждение “Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею”, то есть Божественное естество и естество человеческое, обладающее плотью и кровью. И поэтому в Символе веры мы говорим: “иже от Отца рожденнаго прежде всех век … единосущна Отцу”. И в то же время, воплотившегося, то есть приобретшего плоть от Духа Святаго и Марии Девы. Вот загадка этой потрясающей личности Господа Иисуса Христа! И в своей первосвященнической молитве Господь говорит такие слова: “так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную”. Вот почему для нас так важно следовать словам апостола Петра в одном из его посланий, когда он говорит о том, что “возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа”. Трижды он произносит эти слова на протяжении одной единственной второй главы. Поэтому нам так важно возрастать в познании, потому что как говорит Сам Господь: “сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ”.

И заканчивается эта молитва вот этим страстным пожеланием единства учеников Христовых. Понимая, что человеку это настолько трудно: в одной семье дети с родителями по-разному смотрят на те или иные вещи, бывают трудные конфликты, трудные отношения даже между дочерьми и матерью, между отцом и женою, и так далее и так далее. Но Господь именно об этом молится, потому что мы знаем, что это трудно и внутри прихода, уж не говоря о разных приходах, а что уж говорить о разных Церквях! Когда с мечом шли друг на друга те, кто читали одну и ту же Библию, исповедовали одного и того же Христа. И до сих пор с ненавистью взирают люди из Православной Церкви на католиков, и некоторые католики, что греха таить, так же неприязненно взирают на православных. Но к счастью не все. Есть люди, которые понимают, что Господь нас призвал к единству: “един Бог, едина вера, едино крещение”. Поэтому Господь произносит такие слова: “соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал”. Что это значит – соблюсти? “Чтобы они были едины, как и Мы”. В своё время, когда замечательный наш святой, художник потрясающий, Андрей Рублёв писал Святую Троицу, вот копия её тут, справа, у клироса, то действительно он хотел передать вот эту потрясающую любовь между лицами Святой Троицы, в противоположность ненавистному разделению и злобе среди людей. Вот к этому мы должны идти, хотя это самое трудное, но, тем не менее, Господь нас к этому призывает в этот удивительный день, когда мы вспоминаем вот это исповедание всей Церковью Сына Божия, как единосущного, от Отца рождённого прежде всех век, до начала времени.

Аминь.