протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
24 июля 2011

Фонограмма


Рим. 12:6-14

6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,– в учении;

8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

 

Мф. 9:1-8

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,– тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о власти, которой обладал Иисус. Обычно со словом “власть” у нас связано впечатление о том, что речь идет о чем-то таком, что человек чаще всего использует не для обустройства общества, страны, или какой-то положительной задачи, а чаще использует власть в своих корыстных целях ­­­– для обогащения, своего престижа, амбиций своих, и так далее, и так далее. И это не только в современной России, это было всегда и по всему миру. Об этом пишут и те страны, где, казалось бы, демократические институты сажают на скамью подсудимых самых богатых людей. В других странах еще хуже, где просто человека могут изничтожить. Так что еще не самое худшее положение. Но, так или иначе, власть действительно человеком часто используется не для блага, не для обустройства, а для своих каких-то эгоистических целей. Еще у Чехова есть маленькое замечание, что какому-нибудь мужичонке дай ему продавать копеечные билеты на станции, так он и это использует так, чтобы кого-то унизить, кого-то обидеть, и так далее.

Но вот власть Иисуса была совсем другой. Хотя Он говорил: «дана Мне всякая власть на небе и на земле». И мы действительно видим власть Его укрощать бурю, умножать хлебы, исцелять больных, воскрешать мертвых. И в данном случае Он проявляет и другую власть, власть, которая принадлежит только Богу – отпускать грехи. Потому что дарами исцелений обладали и другие люди, которые имели такие дарования, даже среди Иудеев. Неслучайно Господь говорит: «если Я силою князя бесовского изгоняю бесов, то сыны ваши чьею силою изгоняют?». Так вот, власть прощать грехи, конечно, по человеческим представлениям, принадлежала только Богу. И когда они слышат о том, что Господь говорит расслабленному: «прощаются грехи твои»,– они в сердцах своих говорят: «о-о, Он богохульствует», хотя все предыдущие чудеса, которые Господь совершал, их всё равно не убеждали.

И здесь речь идет действительно об освобождении человека от самой страшной силы – силы греха. Господь не просто прощает грехи, а вот в церковно-славянском это передается таким очень хорошим точным словом, как в оригинале – «отпущает». Отпускаются грехи, куда-то на далекое расстояние грех уходит от человека, и человек от него освобождается. Господь видел сердце этого человека и видел, что, по-видимому, какой-то грех, совершенный им, вызвал у него такое глубокое чувство вины, что он уже боялся что-либо сделать. И это чувство вины его буквально парализовало. Так бывает. Когда человек действительно чувствует себя перед всеми виноватым, скованный, еле шевелится, и только Господь может его по-настоящему освободить, если он Ему поверит, что Он в силах это сделать.

Таким образом, Господь освобождает, придя на землю, не только от власти римлян, как ожидали от Мессии большинство Иудеев, но освобождает от грехов, и тех грехов, которые способны вызвать не только паралич, но и смерть человека. От самой страшной власти Господь освобождает. И говорит этому человеку: «восстань»,– это синоним слова «воскресни». «Восста Господь» – Господь воскрес, восстал.

И это обвинение – что Он богохульствует – будет выдвинуто и спустя некоторое время первосвященником в синедрионе, когда он спрашивает: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?». И Господь отвечает: «Я; и узрите Сына Человеческого, идущего на облаках небесных» – приводит цитату из книги пророка Даниила. И первосвященник в лицемерном ужасе раздирает свои одежды и говорит: «Он богохульствует». Потому что людям невозможно было представить Царя-Мессию, Который действует без всякого насилия, Который несет это добро не насаждая, не принуждая. И до сих пор людям трудно это себе представить, трудно отделаться от этого чувства, что добро необходимо (раз я верю, раз я знаю, что это доброе) насадить силой принуждения, заставить поступать правильно. Господь так никогда не делал. Он совершал всё это совершенно свободно. «По вере вашей будет вам». «Если веришь, что я могу это сделать – иди, встань». И вот это чувство, что что-то здесь не так, со стороны первосвященника, полное неверие, отвержение синедрионом пришедшего Мессии, Царя Славы, оно было страшной ошибкой. И то, что Господь воскресает, как раз показывает, что Бог был на Его стороне. Именно это убедило апостолов в том, что Он действительно Мессия, Сын Благословенного. И каждое воскресение мы с вами празднуем вот это потрясающее событие – что Господь оправдал и прославил Сына Своего Иисуса.

Аминь!