протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
31июля 2011

Фонограмма


Рим. 15:1-7

1Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,

6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

 

Мф. 9:27-35

27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее апостольское чтение – отрывок из 15-ой главы Послания к Римлянам – дает нам очень важное христианское наставление, впрочем, хорошо нам известное, но как-то не очень-то реализуемое в нашей жизни: «мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…». Вот максима христианской жизни. Но интересно, что в истории, причем не только в древней, но и в современной, вот эти христианские правила, они воспринимаются как предназначенные только для личной жизни. А общественная, государственная жизнь, даже христианских государств, бесконечно далека от этого.

Вот простой пример: мы все знаем притчу о мытаре и фарисее. Фарисей себя хвалил – какой он хороший, а мытарь бил в грудь и говорил какой он плохой, и Господь сказал, что этот второй, «плохой», ушел более оправданным пред Богом, чем первый. А в нашей общественной жизни мы всегда говорим: «мы гордимся». Мы гордимся нашими хоккеистами, гордимся нашей культурой, мы гордимся нашей историей (ну так, про темные страницы забываем, и гордимся). А ведь как же так? Мы только что говорили, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. В слове «гордиться» всегда есть такое превозношение: что я лучше чем тот; моя культура лучше чем французская, английская, американская, и так далее. Наверное, правильнее было бы говорить: мы радуемся тому, что наша страна имела замечательную культуру; мы радуемся тому, что, допустим, наши футболисты победили, и так далее. Вот это нормально. А когда мы говорим: «гордимся», мы непременно кого-то другого при этом уничижаем.

Ну и, кроме того, конечно, понятно, что политика стран должна строиться в соответствии с какой-то целью. И вот эта цель, как правило, оказывается эгоистической. Формулируется она, конечно, очень дипломатично: «национальный интерес». Но ведь понятно, что столько бедных стран, столько людей умирает от голода, в Сомали миллионы людей сейчас просто физически умирают от голода. В то же время строятся какие-то грандиозные спортивные сооружения, не только у нас в Сочи, и в Литве, и в других странах. Какие-то в теплом климате строятся огромные сооружения, в которых 500-метровая слаломная дорожка, и зимой и летом там снег создается… Миллиарды долларов на это всё тратится, а между тем, вот эти страны бедные, вот эти голодающие страны, они остаются как бы в небрежении. Как-то частным образом что-то стараются им помочь, и всё такое.

Понятно, что бедному всегда следует стараться дать не рыбку, а удочку, чтобы он эту рыбку потом сам поймал. Этим путем и шел наш замечательный святой Иоанн Кронштадтский. И в международной практике такие успешные программы тоже были. Вспомним план Маршалла, который у нас в сороковые и пятидесятые годы всячески поносили, но именно благодаря ему послевоенная Европа быстро восстановилась, особенно Западная Германия. Вспомним про Южную Корею, где американская помощь действительно совершила экономическое чудо, и резкий контраст – Северной и Южной. Тот же самый народ на севере голодает, страшный жестокий режим, а на юге – процветает и южно-корейские машины успешно конкурируют с немецкими. При этом произошло обращение 80-ти процентов южных корейцев в христианство. Так что какая-то есть связь, несомненно, имеется. Понятно, что такие программы – дорогостоящие, трудные, но вот на этих двух всего лишь примерах мы видим какой замечательный результат они дают. Казалось, в современном мире тоже богатые страны могли бы эти миллиарды тратить на помощь, в сложных программах, конечно. Вот этим африканским странам, Индии, Южной Америке и прочим. Но вот этого как-то нет.

Понятно, конечно, прежде всего, мы должны начать здесь с себя, потому что именно христианство начинается с исповедания и обращения одного человека, каждого из нас. И только из этих обращений складывается обращение народов, которые пока от этого очень далеко. Приходится соглашаться со словами, что «христианство еще только начинается». И вот здесь эти слова: «мы, сильные, должны сносить немощи бессильных». Причем бессильные – это не только люди физически слабые, бездомные, алкоголики и прочие, а вообще всякий человек, который не знает для чего он живет. Потому что мы-то с вами сильны именно потому, что мы знаем – для чего мы живем. А если вспомнить слова, которые вообщем-то сказал Ницше, но повторяют и другие достойные люди, Виктор Франкл, например, и так далее: «если человек знает зачем, то возможно любое как». Вот это очень важно. Действительно, в лагерях выживали люди не самые физически сильные, а те, которые знали – зачем они хотят выжить, ради чего. И они выживали. Конечно, не все, но в большем проценте.

И вот мы с вами, конечно, знаем для чего же мы все-таки живем, и вот одна из утренних молитв, я позволю себе несколько строчек напомнить из нее, совершенно определенно об этом говорит. О том, что мы должны проводить жизнь не просто в таких мелких целях, а ожидая чего-то грядущего. Наша цель – познание Бога, вхождение в радость с Ним. Почему мы испытываем радость от научного открытия, от знакомства с явлением культуры, от доброго дела? Потому что мы прикасаемся мудрости Божией. Когда ученый открывает для себя какую-то замечательную закономерность, он прикоснулся тому, что создал Бог, и от этого наступает великая радость! Когда человек любит другого, он тоже открывает для себя образ Божий в другом человеке, такой близкий ему. Важно не отгораживаться от этого, уметь видеть, а не так смотреть через какую-то решеточку. И вот эти слова в утренней молитве, они вот такие: «да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови», то есть в момент наступления конца истории мы обрящемся не ленивыми, а готовыми. К чему? «В радость и Божественный чертог славы Его совнидем», то есть мы войдем в какое-то пространство Божие, которое молитва поэтическими образами обрисовывает как «Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущего в мир…».

Таким образом, мы видим, что наша цель – это вхождение в радость Божию. Это не просто какая-то нирвана, безразличное существование, исчезновение. Это – вхождение в прекрасную замечательную жизнь, результатом которого является, пока еще образом, вот эта наша сегодняшняя посюсторонняя земная жизнь.

Поэтому нам так важно, имея эту цель, имея то «для чего», понимать что да, мы – сильные, по сравнению со всяким бессильным неверующим человеком. При этом мы, конечно, должны помнить, что ни в коем случае нам не следует ожидать награды. Только что мы читали повествование об исцелении слепого, немого, и враги Иисуса «вот, Он субботу нарушает, вот, Он то-то не так делает, рук не моет» и прочая, и прочая… «Это Он силой вельзевула, князя бесовского совершает эти чудеса». Так что очень может быть, когда мы делаем что-то доброе, мы тоже будем иметь не похвалу, а скорее порицание, зависть, и всё прочее. Так что этого ожидать не будем, но, несмотря на это, тем не менее, идти этим путем.

Еще одно хочу сделать замечание по этому тексту Послания к Римлянам, которое вы сейчас слышали: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». О каких Писаниях идет речь? Конечно, о Писаниях Ветхого Завета. По большей части мы с вами хорошо если читаем Новый Завет, а вот Ветхий Завет почти не читаем. А между тем апостол Павел говорил именно об этом, Нового Завета тогда еще не было написано, но всё это уже содержалось в Ветхом Завете. Причем в той конкретной исторической обстановке, где приходилось тяжелейшим образом бороться с язычеством народа, потому что они да, признавали «Яхве, хорошо, Пасху справляем, опресноки едим, а вот когда надо посеять что-нибудь, то надо Ваалам, Астартам молиться», даже иногда человеческие жертвоприношения совершались, и так далее.

То же самое и сейчас, мы в такой же обстановке живем, когда во главу угла ставятся деньги, слава, власть и всё прочее. А Господь говорит, что только одно может быть первое место, потому что «не сотвори себе кумира», потому что эти кумиры всегда требует жертв, желательно человеческих. А вот эти Писания и нам важно изучать, наверное, можно так сказать, что Новый Завет – это лишь вхождение в целую Библию, наиболее легкое, понятное и близкое нам. Так что будем себе как-то ставить и цель такую, чтобы знакомиться и с Ветхим Заветом тоже, в той конкретной тяжелейшей обстановке, через которую пробивалась весть о Едином Боге, и о том, что Он ожидает от человека.

И поэтому вот эти заключительные слова: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». При этом важно угождать ближнему «во благо, к назиданию», то есть не давать пьянице на водку, а, понятно, – во благо, к назиданию. А где благо? – там необходима мудрость. И пусть Господь Иисус, когда мы вспоминаем что-то – как поступить, очень важно представить – а как бы Христос поступил в такой же ситуации? Чего бы от меня Он ожидал? Каким поступком я угодил бы Христу?

Аминь.