протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
7 августа 2011

Фонограмма


Кор. 1, 10-18.

10Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

13Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

15дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.

 

Мф. 14, 14-20.

14И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18Он сказал: принесите их Мне сюда.

19И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение о насыщении пяти тысяч небольшим количеством хлебов и двух рыбок нам всем хорошо знакомо. Пожалуй, следует обратить внимание вот на какое обстоятельство, что это происходит ведь сразу после того, как ученики принесли Иисусу весть трагическую о казни Иоанна Предтечи. Иисус прекрасно понимал, что это начало уже и Его страданий. И поэтому удалился с учениками в пустынное место. Мы прекрасно понимаем, что когда человек получает какую-то драматическую весть о смерти друга, о смерти ближнего, о какой-то катастрофе, ему хочется побыть одному, как-то обдумать это, собраться с силами, понимая, что начинается какой-то новый этап его жизни. И Иисус удаляется с учениками в пустынное место, но народ приходит к Нему во множестве со своими нуждами, болезнями, прося об исцелении и так далее. И как обычно мы бы реагировали, что вот, не считаются с моим горем, с моими делами, всё у них какие-то свои нужды постоянные и так далее. Но мы не видим даже тени какого-то раздражения, огорчения - Иисус принимает их всех и милосердовал обо всём этом народе. Когда же настал вечер, уже ученики просят: отпусти народ, потому что время позднее и чтобы они отошли в ближайшее селение, купили себе пищи. А Господь говорит, что вы дадите им есть. Ну и далее вы всё знаете.

И вот, конечно, у вас возникает вопрос, почему вот такое чудо совершалось во времена Иисуса, а ничего такого мы не видим вокруг себя. Потому что есть разные попытки рационально объяснить это насыщение. Но, думаю, что всё-таки здесь евангелист прямо говорит о чуде, чуде физического умножения этих хлебов, рыбы, потому что, подчёркивается, что не просто раздали там, насытились, а набрали остатков от этой пищи, там 12 коробов, как бы символ спасения 12-ти колен Израилевых. Что можно сказать на это недоумение? Ну, прежде всего, три вещи. Прежде всего, ведь вокруг нас всё время совершаются чудеса, к которым мы привыкаем и их не замечаем. Солнце взошло, прекрасная погода, прекрасный воздух, храмы открылись 20 лет назад и продолжают открываться. Ведь когда вот мы были тогда где-то в конце 80-х годов, вспомните, нам всем казалось, что вся эта система атеистическая, советская, на века. Вдруг она рушится. А разве не чудо, что это прошло ну, практически, в общем, без кровопролития. Сравните с Югославией, где это обернулось страшной, жестокой, гражданской войной всех этих разных областей Югославии. То, что мы 20 лет находимся уже в этом храме - просторный храм в центре Москвы, в прекрасном, красивом месте. То, что продаётся множество духовных книг, Евангелий, Библий. Я недавно слушал лекцию по катехизации Андрея Черняка, и он спрашивает, у кого есть Библия, из присутствующих. Все поднимают руку. Он говорит, как хорошо. Вот когда начиналось дело 20 лет назад, то Библий не было ни у кого. А сейчас это не проблема - Библии, Евангелия стали так же естественны, как воздух. А ведь тогда это надо было доставать, с большим трудом, люди переписывали от руки. Вот сколько удивительных чудес. Не говоря о том, как мы приобретаем новых друзей, и в храме, среди верующих, там, на работе, на учёбе. Дружба, любовь, прекрасные чувства, которые тоже представляют собой поистине великое чудо. Так что нам важно уметь эти чудеса видеть и за них благодарить. Конечно, в жизни много ужасного, трудного, тяжёлого, но свет светит во тьме этих ужасов, и тьма всё равно их не сможет проглотить. Даже в самые тяжёлые времена войны, там 30-х годов, всё равно, если мы читаем книги, вспоминаем, смотрим фильмы, всё равно были прекрасные, радостные минуты. Очень скромно, пусть застолье, в маленькой, тесной комнатушке, но людям всё равно было радостно, вот всё равно никакая тьма этого не может проглотить.

Наконец, второе, на что следует обратить внимание, ученики увидели нужду народа. Они не были тоже поглощены прошедшей трагедией, казни Иоанна Крестителя. У них осталась способность видеть нужду людей, что пришедшие люди нуждаются, что надо сделать может то-то и то-то. И при этом говорят: «У нас так мало, Господи, как мы можем это сделать?» Но Господь благословляет, и если человек готов отдать малое, то всё складывается. И мы тоже это прекрасно видим по нашим примерам, как уже больше 10 лет назад мы начали, наши прихожане, кормление бездомных, и тоже спрашивали, ну как, столько людей приходит, как их можно там накормить, да в храме? А вот сразу как-то так оказалось, буквально, как только мы решили, позвонил один наш прихожанин, владелец ресторана, сказал, что вот можно ли к вам привозить бульон, у меня остаётся, делать там какие-то пирожки, бульон мы выливаем, девать некуда, может быть вам привезти? Конечно! А можно там в этот бульон бросить немножечко картошечки, там лапшички? Да, конечно, это не проблемы. Вот с этого началось, а потом уже и дальше пошло. Но благодаря тому, что люди захотели, увидели эту нужду, начали это делать. И продолжается уже, хотя у нас условия, так сказать, скромные по- прежнему, но это всё-таки не как на Курском вокзале, на холоду люди едят. Приходят, значит, посидят, им что-то почитают, и скрипка поиграет им прекрасную музыку, всё-таки люди соприкоснутся с чем-то человеческим. Прекрасное, замечательное служение. По 600 человек иногда зимой приходят, и находятся средства, люди жертвуют, И Слава Богу, вот есть решимость, и есть ответ, чудесный ответ. Но надо сказать, что, как бы тут у меня некое пожелание одновременно с этим есть. Вот другое служение, переписка с заключёнными, как-то не вызывает энтузиазма, так, кинем клич на таком же большом собрании в воскресенье, и подойдут к брату Арсению, который ответственен за это служение, ну один-два человека. И всё. А ведь смотрите, сколько нас стоит. Если хотя бы каждый по одному возьмёт, одно письмо в месяц, или там в два месяца ответить, свой адрес не надо давать, здесь уже все отработано, даётся адрес церкви, вот какая будет огромная поддержка, какая-то весточка с воли. Пусть хотя бы один из тысячи обратится, но и это будет великая радость, какая-то поддержка. Давайте вот подумаем об этом тоже и постараемся подражать ученикам, которые заметили имеющуюся нужду.

Ну и, наконец, то, что ученики отдали всё. У них было очень мало, но всё, что было, они отдали. Они не стали оставлять что-то себе: «давайте вот четыре хлеба отдадим, а один всё-таки меж собой разломим, а то сами будем голодными». Отдали всё, что было. И это тоже стало основанием для вот этого чуда умножения хлебов. Основание для чуда вот этой любви, вот этой любви Царствия Небесного, которое Господь приносит. Так что вот это всё водворилось, вот это царство любви. Давайте с вами об этом помнить и вот об этих событиях, которые связаны с этим чудом. Они происходят не только милосердием Божиим, но и участием людей. И вот так размышлять, чтобы не пропускать возможности своего участия. Я не говорю о том, что надо привести бездомных в дом и так далее. Конечно, это мы сделать не сможем. Наверное, это будет и не правильно. Но то, что мы можем, что-то малое сделать, то, что вот люди жертвуют, прихожане, на это кормление, там вот кружечки висят на ремонт храма и так далее, это уже очень много. Кто-то жертвует совсем немного, кто-то очень такие кругленькие суммы. И Слава Богу. Так что вот это всё складывается вот в такое дело. И чтобы не ослабевать этим, подумать, что я ещё не сделал. Взять какого-то заключённого переписываться, ещё что-то такое. Пусть Господь нас благословит, и тогда чудо будет совершаться и в нашей жизни, и мы сами будем его свидетели, как были ученики.

Аминь.