протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
14 августа 2011

Фонограмма


1 Кор. 3, 9-17.

9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка'к строит.

11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,-

13каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та'к, как бы из огня.

16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.

 

Мф. 14, 22-34.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день соединяет три события, о которых хотелось бы немного сказать.

Первое – это евангельское чтение о хождении Петра по воде. Второе – воспоминание о празднике, который совершался в Константинополе - Изнесение Древ Животворящего Креста Господня. Когда в этот день, по старому стилю это 1 августа, последний день лета, частицу Креста Господня, которая сохранилась как реликвия, выносили из храма Cвятой Софии и проносили по улицам Константинополя, и люди все обращались к этой святыне, обращались к Богу со своими нуждами, болезнями, с тем, чтобы получить помощь и исцеление. И наконец, третье, о чём следует сказать, то, что сегодня начало краткого, но строгого Успенского поста, который совершается в память о Успении Пресвятой Богородицы, окончании её земной жизни.

Евангельское чтение нам рассказывает о том, как ученики после насыщения несколькими хлебами пяти тысяч, в такой, конечно, духовной радости, потрясении, наступил уже вечер, отправляются по морю в лодке на другой берег, а Иисус их отпускает, остаётся один и молится на горе. Вдруг налетает шквал ветра, такое бывает на Генисаретском озере, и они оказываются на грани гибели, лодка покрывается волнами, и они вот-вот погибнут. И Господь видит это бедствие и приходит к ним, идя по воде. И когда ученики увидели Его идущим в ночной тьме, при слабом свете луны за тучами, испугались и решили, что уже смерть близка к ним, и вот видят какой-то уже призрак умершего. Но Иисус говорит им: “Не бойтесь, это Я”. И тогда Пётр, в дерзновении, в такой великой радости, что Господь не оставляет их и в этом бедствии, говорит: “Господи! Если это Ты, позволь мне идти к Тебе по воде”. Господь сказал ему: “Иди!” Пётр встал, пошёл, и вот эта великая радость, великое вдохновение от всего чудесного, что он видел при насыщении, то, что Господь сам идёт по воде, то, что Он ему позволил идти по воде, держит его и он, нарушая все законы гравитации, идёт к Иисусу. Но тут взор его падает на волны, слух слышит шум ветра, и, обратив на это своё внимание, своё сердце, он испугался. И начал утопать. И вскричал: “Господи! Спаси меня, погибаю!” И Господь говорит очень важные слова, не только для Петра в тот момент, но и для нас, в каждый момент нашей жизни: ”Зачем ты усомнился, маловерный?” Как важно нам извлечь из этого для себя урок, что Господь видит наши трудности, видит наши страдания, но нам важно идти к Нему дерзновенно, смело, не сомневаясь, в том, что Он с нами.

Рассказ о последних минутах жизни Господа, который вы сейчас слышали в Евангелии, который тоже относится к этому событию Изнесения Древ Животворящего Креста, нас перемещает уже в другую, трагическую ситуацию. Тот, кто насытил семью хлебами пять тысяч, Тот, кто имеет власть сказать “буря утихни, перестань” и имеет власть дать человеку нарушать законы гравитации, идти по воде, вот Он заканчивает свою земную жизнь на кресте. И мы видим, что Бог с нами не только в наших трудностях и бедах, но даже в страданиях и смерти. Евангелие от Иоанна приводит одну очень важную деталь, которой нет у трёх других евангелистов, о том, что Иисус умирает на кресте и воины, прежде чем снять тело, пронзают его копьём, чтобы убедиться в том, что Он действительно умер, чтобы потом Он не ожил и там мало ли что ещё будет. Почему только Евангелие от Иоанна говорит об этом? Потому что оно написано позже всех, уже к этому времени появились возможные размышления о том, что не может Бог придти к нам, не может Бог страдать, как страдал человек, слишком это для Бога как-то недостойно, и множество, множество вот вокруг этого рассуждений, и поэтому Иоанн совершенно чётко говорит о том, что «Да, Он был пронзён, и сошла кровь и вода, и я видел, и об этом свидетельствую, что это была истинная смерть». Смерть телесная. Поэтому мы и в Символе веры, когда мы читаем или поём “распятого за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного и воскресшего в третий день по Писанию “. То есть слово «и умершего» как бы опускается, потому что да, Он страдал и был погребён, но не умер, как и каждый человек не умирает. И вот для нас это важно, что Творец мира разделяет с нами всю нашу жизнь.

И наконец, Успенский пост, который посвящён концу земной жизни Божьей Матери. И если мы вспомним тропарь этого праздника, успения Пресвятой Богородицы, то будем читать слова: “В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, и молитвами Твоими спасаешь души наши”. То есть мы понимаем, что и в смерти мы не покинуты. И в смерти и Матерь Божья, и святые, и сам Господь с нами. Поэтому не будем бояться тех трудностей, которые неизбежны в нашей жизни. Будем бояться самого главного – утратить вот эту близость Христа, утратить Его обитание в нашем сердце. Поэтому нам так важно не просто верить во Христа, но и любить Его. Любить. И поэтому нам так важно слышать слово Божие, вчитываться, вслушиваться, вчувствоваться в него, потому что самое главное наше достояние – это именно Господь Иисус. И как сказано в Послании, что строим на этом основании, строим из разных материалов, в меру наших возможностей. Конечно, важно строить такое, чтобы и в огне не сгорело, но если даже сгорает, то остаётся. “Но сам спасётся, – говорит Он о верующем человеке, - но как бы из огня”. Поэтому будем соединять в нашем сердце и Славу Божью, и страдания Божьи, и упование и веру в то, что Господь всегда с нами.

Аминь.