протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
21 августа 2011

Фонограмма


 

Кор. 1. 4, 9-16.

9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

 

Мф. 17. 14-23.

14Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

 Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам о том, как ученики Христа, апостолы, потерпели духовное поражение в том труде, на который Господь их послал. Удачно то, что совпало сегодняшнее воскресение вскоре после праздника Преображения, который мы встречали с вами на минувшей неделе, где рассказывалось о той славе, которая открылась трём ученикам, которых Господь взял с собой на гору Фавор и преобразился пред ними. И вот сразу после этого евангелист Матфей рассказывает именно то, о чём повествует сегодняшнее воскресное евангельское чтение, когда Господь спускается с горы, спускается от этой славы, от этой радости, и вновь погружается в проблемы и трудности нашего повседневного мира. Его встречает толпа, отрок, который беснуется, кричит, визжит, несчастный отец, который страдает и ничем не может ему помочь, и ученики, которые хотели исцелить его, но у них это не получилось. Господь говорит: «о, род неверный и развращённый». Всё это очень похоже на ту сцену, которая была с Моисеем. Он спускается с горы, получив десять заповедей, получив такую радость встречи с Богом, и приносит это своему народу. А народ уже потерял веру в то, что Моисей вернётся за эти сорок дней, и построил себе, сделал золотого тельца, стал ему поклоняться. ”Вот Израиль, твой Бог, который вывел тебя из египетского рабства”. Впал в идолопоклонство, в пьянство, разврат и всё прочее. И Моисей в гневе разбивает эти скрижали.

 Вот что-то очень похожее происходит и здесь, когда ученики, оставшись без Господа, что-то утратили и не смогли своей молитвою, как у них раньше это получалось, изгнать этого беса из этого юноши. И далее Господь говорит им о том, что «произошло это по маловерию вашему». «Если бы вы имели веру с горчичное зерно, то что бы ни попросили, всё бы произошло». Такие загадочные слова. Кажется, есть у нас вера, конечно, потому что как горчичное зерно точно есть. Один комментатор сравнивает это с тем, как мы из окна стремимся увидеть луну. И это зависит не от размеров окна, оно может быть очень большим, но направленным в ту сторону здания, где луны нет. И может быть очень маленьким, щёлочка, но в ту сторону, где луна есть, и мы тогда её увидим. И точно так же вера. Она может быть направлена совсем не в ту сторону, где на самом деле есть Господь. Наше представление о Боге может оказаться ошибочным. Так, для большинства людей Бог всегда связывался со славой, богатством, успехом, властью - вот Бог благословляет, как хорошо. А Иисус говорит совсем о другом, как в сегодняшнем послании к Коринфянам читалось. ”Вы сильные, а мы бессильны, мы в наготе, трудах, во всём”. Иисус говорит совсем о другой жизни, которая ожидает его последователей. Не слава, не успех, не богатство, не комфорт, а, наоборот, - страдания, труды, самопожертвование, вплоть до креста. Но только на этом пути может быть преодолено зло мира, потому что всякое богатство, всякий успех, всякая власть, они неизбежно связаны с тем, что у кого-то это богатство отнято, кто-то получает крошечную зарплату, а кто-то не просто в два, три, а в двести, триста раз больше. Когда одни страны не знают, куда девать продукты, и по истечении срока их выбрасывают, чтобы не сбить цены, а в других странах, в Африке, Сомали, в Мозамбике, миллионы людей умирают от голода. Особенно дети. Вот это несчастье мира может быть преодолено только на путях самопожертвования, только тогда, когда мы согласны на скромную жизнь, когда мы согласны жить как сказано в молитве “Отче Наш…” – «Хлеб наш насущный, то есть необходимый, подавай нам на каждый день». Когда Господь умножает хлебы – это не скатерть-самобранка из восточных сказок где, так сказать, столько яств и питья, и чего душе угодно, а всего лишь хлеб и рыбы. Но их потом собирают в количество такое, чтобы всё-таки это сохранилось, чтобы ничто не пропало, ничто не выбрасывать. Поэтому так важно нам это представить, каков наш Бог. Есть интересное стихотворение, некий Тимур Кибиров, он говорит, а наш-то, вот их там, на коне, завоёвывает страны, а наш-то на лошади цок-цок. Куда? Навстречу смерти своей. Но только этот путь спасает мир от всего того безобразия, которое мы видим вокруг себя.

 Я вчера был в центре социального обслуживания, где предлагалось, знаете, сейчас по Москве, семья помогает семье и всё такое, всех призывают приносить там рюкзачки, книжечки, одежду, обувь и всё такое прочее. И вот в этом центре, где-то часам к пяти дня, назначенного для этого, с девяти до девяти там собираются, там была одна картонная коробка, несколько там книжечек, и всё. И поэтому они к нам обратились с просьбой, чтобы наш приход помог собрать. Поэтому мы такую акцию предпримем, нестандартную. На протяжении этой недели, до пятницы предшествующей недели, до 13 часов, если кто сможет, приносите, рюкзачки всякие, то, что нужно для детей, помочь одеждой, обувью, можно и новенькое что-то купить, недорогое. Приносите в храм, дежурные сложат в определённом месте, а в пятницу в 15 часов мы это отвезём. Если этого будет много, ну такси возьмём какое-то, если немного, на руках отнесём, но хотелось бы взять такси. Так что давайте вот постараемся (не обязательно это сегодня делать, можно сегодня-завтра) чего-нибудь купить, а в один из вечеров, когда свободны, привезти, отдать дежурным, они всё это передадут. Чтобы сделать такое маленькое движение навстречу тому, какой веры ожидает от нас Господь. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы не пугались вот этого следования за Христом. Именно об этой большой вере говорил Господь, именно имея эту веру, мы сможем противостоять этому злу мира, которое нас окружает.

Аминь.