протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 августа 2011

Фонограмма


1 Кор. 9, 2-12.

2Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

3Вот мое защищение против осуждающих меня.

4Или мы не имеем власти есть и пить?

5Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

 

Мф. 18, 23-35.

23Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Для внешнего человека может показаться странным, что Церковь празднует кончину святых прославленных, и вот кончина сегодня Божией Матери, – как праздник. И поздравляют друг друга с праздником. Потому что мы же понимаем, что смерть – это всегда горе, это – трагедия, это – разлука. Но после воскресения Христа – это нечто совсем другое. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет о том, что ему “радостно закончить жизнь и отойти ко Христу, но здесь я нужнее для вас, и не знаю, что избрать. По-настоящему хотел бы быть со Христом, но пока я нужен вам здесь”. Ну, не буквально, но вот такой смысл. И вот мы понимаем, что кончина жизни христианина – это окончание его временного пути, того, что он должен был совершить здесь, на земле, должен себя сформировать, и уже переход в Царство, где побеждено зло, где уже господствует правда Божия, где уже близится новое небо и новая земля.

  Но в кончине Божией Матери есть ещё одно очень важное обстоятельство, отличающее от кончины других прославляемых нашей Церковью святых. Мы знаем, что все святые, когда их хоронили, почитали их места захоронения, почитали даже останки, когда их открывали. Мы знаем святые мощи, которые, частичка, переносятся, торжественно, празднуется, с молитвами обращаются к ним и так далее. Но мы также знаем, что нет никаких мощей Божией Матери. Нет Её могилы, места погребения. Почему? Потому что древнее предание нам говорит о том, что Она была вознесена на небо, Она не увидела тления. Это не было так ярко, как явление Христа Своим ученикам, где даже более пятистам братьям, пишет апостол, являлся одновременно им. Но когда на третий день, один из апостолов, который запоздал на похороны, на погребение, желал увидеть Её тело, преклониться – гробница оказалась пустой. И Церковь свято хранит эту веру в телесное вознесение Божией Матери.

И вот в песнопениях праздников, тропаре и кондаке, всегда излагается кратко и очень поэтично суть праздника. Тропарь вы все знаете, “в Рождестве девство сохранила еси, во успении мира нас не оставила еси, и молитвами спасаешь души наши”. А в кондаке ещё ясней говорится именно вот об этом телесном вознесении, то есть это не просто богословское мнение, а это текст, который воспевается Церковью уже много веков. Ну, конечно, надо сказать, что некоторые песнопения довольно трудны для понимания не столько из-за слов, сколько из-за синтаксиса. И вот кондак звучит сегодняшнего праздника так: “В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста”. То есть в молитвах Неусыпающая Богородица, Божия Матерь, которая непрестанно молится, как, грубо говоря, на русский язык – не засыпая, как с нами иногда бывает, мы засыпаем, так сказать, в молитве. “И в предстательствах непреложное упование”. Божия Матерь предстоит за грешников, и неизменно они могут уповать на её защиту. Непреложное, то есть неизменное, упование. И вот Её “гроб и умервщление не удержаста”. Не удержали Её гроб и смерть, а Сын Её вознес Её и душу, и тело в Небесное Царство. И заканчивается ещё может быть более трудными словами: “Якоже бо Живота Матерь к животу представи во утробу Вселивыйся приснодевственную”. То есть, как Мать Жизни, к жизни перенёс Тот, Кто вселился в Её приснодевственную утробу. Вот замечательное поэтичное песнопение и думаю, что конечно, когда мы стараемся что-то перевести на русский язык, в каких-то случаях это хорошо и правильно, но в каких-то текст, наверное, очень много потеряет. Приведу очень маленький пример, книгу, известная очень цитата “Церковь есть столп и утверждение истины”, и отец Павел Флоренский написал такую же книгу “Столп и утверждение истины”, в английском переводе она озаглавлена “Колонна и основание истины”. Ну, понятно, что это может вызвать только улыбку. Так что, по-видимому, лучше вот вникать в эти тексты. Не все, конечно, но самые главные, основные, праздника, всё можно сохранить их, вот эти замечательные поэтические образы.

  И ещё что хотелось бы сказать сегодня. Евангелие нам сохранило несколько эпизодов о Божией Матери, но два из них особенно важны. Первый из них на браке в Кане Галилейской, когда не хватило вина для угощения и Матерь Божия просит Сына Своего: “вина нет у них”. И затем говорит слугам “что скажет вам, то сделайте”. И конечно эти слова можно относить не только к этому эпизоду, бывшему в начале первого века, но и ко всей нашей жизни, ко всей нашей истории. “Что скажет вам”,– обращается Божия Матерь ко всем нам,– “то сделайте”.

А второй пример, когда говорится о том, что, когда волхвы пришли к Деве Марии, Младенцу, и многое говорили о будущем этого Младенца, когда в Сретение Ей старец Симеон говорит удивительные, загадочные слова: “Тебе Самой оружие пройдёт душу, да откроются помышления многих сердец”. То есть, многие сердца будут обращаться к Тебе с молитвой, потому что Ты сама пережила такую страшную трагедию и поймёшь каждого человека. А про Марию сказано: “и Она слагала эти слова в сердце своём”. Вот для нас так важно слагать какие-то важные слова в нашей жизни, какие-то важные воспоминания, события, истины, не забывать их, а слагать в своём сердце.

Аминь.