протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 сентября 2011

Фонограмма


1 Кор. 15, 1-11.

1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

5и что явился Кифе, потом двенадцати;

6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

7потом явился Иакову, также всем Апостолам;

8а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

 

Мф. 19, 16-26.

16И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение при всей, казалось бы, его простоте, ставит перед нами очень серьёзный вопрос. Что же такое существует, что при соблюдении заповедей, при такой, казалось бы, благочестивой жизни, человек оказывается вне Иисуса, и, в сущности, вне спасения, вне Царствия Божия? И действительно, для этого человека богатство было чем-то таким, что привязывало его к себе. Один из комментаторов приводит такой образ: есть такой приём ловли обезьянок, когда в каком-то месте оставляют горшок с узким горлышком, привязанный цепочкой к дереву, и туда кладут рис. И горлышка достаточно, чтобы прямые пальчики туда, ладошка прошла обезьянья, а когда сжат кулачок, тогда уже вытянуть нельзя. Ну, обезьянка засовывает лапку, хватает рис, а обратно вытянуть не может, и отпустить тоже не хочет. Вот так она попадается. То есть то, что её привязывает, держит. Вот образ, похожий на то, что происходит с этим юношей, который был благочестив, очень богат, и с печалью отошёл от Иисуса.

Думаю, что вот это слово “с печалью”, оно не случайно, потому что это говорит нам ещё о другом состоянии человека, когда человек вроде бы всё соблюдает, вроде бы ходит в храм, Евангелие читает, всё вроде правильно, и в то же время какая-то печаль на сердце, какое-то ощущение, что нет того пути, той радости, которая, конечно, сопровождает нормальную христианскую жизнь. В 50-м псалме есть такие замечательные слова “воздаждь ми радость спасения Твоего”. Ну, псалмопевец говорит о спасении, наверное, не в каком-то возвышенном смысле, а просто спасение в битве, спасение в каких-то трудных обстоятельствах, это же ветхозаветный текст. Но, так или иначе, всякое спасение и близость к Богу, избавление от чего-то, что нас связывает по рукам и ногам, оно действительно всегда сопровождается радостью.

Вообще, Бог – источник радости. Почему радостно учёным изучать природу, открывать какие-то закономерности, он может быть даже и неверующий человек, но он прикасается к мудрости Божией, и поэтому радость открытия. Почему радостно скульптору, художнику создавать свои произведения. Они может даже не какого там экстра-класса, но, так или иначе, потому что это – творчество. В творчестве соприкасается человек с радостью. Почему радостно, переполняется сердце радостью, когда человек любит кого-то, потому что любовь – это тоже Божественная природа. Точно также, когда человек бывает где-то на природе, в горах, сердце наполнено вот этим восторгом, потому что природа – творение Божие. Это всё тоже наполняет нас радостью, потому что исходит от Бога. Бог – источник вот этой радости.

Но бывает по-другому, когда человек как-то живёт так, что людям неприятно, он предпочитает быть один, он как-то не особенно задумывается, чем бы там послужить, помочь. Не хочется, хочется от всех закрыться, уйти, и неизбежная тоска, которая является и причиной, и следствием такого состояния. Потому что победить его можно, как раз сделав усилие и выйдя навстречу, отбросить этот самый горшочек, куда мы руку засунули и никак не можем вытащить, потому что не хотим расстаться вот с этим. Какое-то бывает такое мазохистское удовлетворение, что вот так мне плохо, ну и пусть плохо, я вот буду сидеть в своей конуре. Подобно как есть такое ракообразное: рак-отшельник. Он поселяется в раковинку пустую моллюска, закрывает клешнёй вход, у него одна клешня маленькая, а другая большая, он вот этой большой закрывает вход и всё, он, так сказать, один там. Вот такие раки-отшельники, они живут всегда с необычайной грустью, печалью. Казалось бы, всё хорошо, и никак не преодолевают. Что необходимо сделать в этом случае? Выйти из этой раковинки, выйти навстречу служению, служению вместе с Господом. Вот этому человеку помешало богатство пойти навстречу служению, и он отошёл с печалью.

И следом за этим рассказом, в этой же главе, сразу идёт вопрос учеников. “Вот мы всё оставили”, – говорит Пётр, – “что нам за это будет?” И Спаситель им отвечает, что “истинно, говорю вам, нет никого, кто оставил бы в этом мире даже семью, земли, дома, и не приобрёл бы во сто крат больше и друзей, и домов, и близких”, и так далее. Это действительно так. Люди, которые отдавали себя служению Господу, они всегда были окружены другими, они никогда не были в одиночестве, они всегда получали вот эту поддержку, потому что они содержали в себе вот этот свет, вот эту любовь, вот эту радость, которая исходит от Господа.

Давайте с вами об этом помнить, и когда нам на сердце приходит какая-то тоже печаль, приходит какое-то неудовлетворение, какая-то скука, вроде мы всё делаем, а чего-то нет. На самом деле, наверное, не хватает служения. А в храме, вообще, в каждой общине, много разных видов служения. Когда мы будем выходить на это служение, когда мы будем раскрываться навстречу нуждам людей, навстречу тому, куда нас Господь направляет, и мы будем получать радость, потому что мы будем встречаться с этим служением. Давайте об этом с вами помнить, и если такие проблемы есть, то искать именно такого решения. Не просто через что-то я там буду предпринимать, закрываться от всех, наоборот, выйти из этой своей раковинки, выйти на то служение, которое в настоящее время, слава Богу, в изобилии предоставляется всем.

Аминь.