протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 сентября 2011

Фонограмма


1 Кор., 16, 13-24.

13Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14Все у вас да будет с любовью.

15Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

16будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

18ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа.

23Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

24и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

 

Мф., 21, 33-42.

33Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день Церковь выделяет особенным образом, называя его по-старинному – день усекновения главы Иоанна Предтечи. Этот трагический день, пожалуй, самый трагический после пасхальных событий, в смысле значимости, а по времени он предшествовал, понятно, судьбе Господа Иисуса, которую уже разделяет с Ним тот, кто шёл перед Ним. И вот этот замечательный праведник, о котором Господь говорил: “из рождённых женами, не вставал больший Иоанна Крестителя”, становится жертвой дворцовых интриг за свою праведную позицию, за своё мужество, обличение Ирода в том, что он женился на жене своего брата, что привело к войне с персидскими князьями, много людей там погибло… Но, так или иначе, мы видим, что всё это ещё становится и следствием этого безудержного веселья, пьянства, которые нередко оборачиваются трагедией. И самый яркий пример такой трагедии нам как раз даёт сегодняшний день, сегодняшнее евангельское чтение, когда легкомысленная девица, исполнив какой-то там танец перед гостями, удостаивается такой страшной награды.

И, конечно, это один из ярких примеров, и недавний пример того же, как ночное веселье в ночном баре оборачивается трагедией. Все мы слышали по радио сообщение, как поссорился там профессиональный спортсмен в единоборствах, ударил студента, и этого удара хватило, чтобы его отправить на тот свет. Понятно, что всё это пьянство, бесчинство и так далее, является даже ещё не причиной, а, скорее, неким спусковым механизмом зла. Зла, которое представляет собой желание человека самому решать, что добро и что зло, захватить власть над миром, с чего начинается грехопадение человека, и чем оно заканчивается. И сегодняшнее евангельское, другое, рядовое чтение воскресное о злых виноградарях, как раз очень хорошо с этим соотносится. Когда виноградари решают уничтожить, убить наследника, и тогда действительно наследство станет их собственностью. Надо сказать, что это чтение евангельское, в советские времена мне было совершенно непонятно. Ну как может стать наследство собственностью каких-то людей, которые убили, если оно принадлежит наследнику и хозяину? Но в условиях современной России это как-то становится совершенно понятным. Понятно, что тогда нравы были примерно такие же. И наследника нет, а вот мы уже здесь, так что это всё наш виноградник. Так что нечего говорить. Но, так или иначе, здесь перед нами сознательный выбор насилия. Насилия, чтобы захватить власть, установить свой порядок, свои взгляды, не обращая внимания, как это соотносится с источником жизни и мира, с заповедями Божиими.

И сегодняшний день также ещё нам напоминает две трагедии. Сегодня был день, когда хоронили отца Александра Меня. Он был убит 9 сентября, а вот на третий день, 11- го, через день собственно, состоялись похороны. Множество людей пришло в этот день, трагический, страшный день, когда тот, кто действительно был предтечей веры во Христа для сотен тысяч людей, и продолжает оставаться им через свои книги, видеозаписи и другие материалы, и тоже был поражён в голову, тоже вследствие, вероятно, какой-то зависти. И сегодня день другого ужасного теракта. Мы вспоминаем 11-е сентября, гибель этих высоких зданий в Нью-Йорке, когда два самолёта врезаются в них, весь там запас горючего, самолёты только что взлетели с аэродрома, и выливается на эти башни и они разрушаются. Страшно задуманное злодейство и точно исполненное, какое в себя вмещает всю меру современного мирового зла и терроризма. Отец Александр Мень говорил незадолго перед своей смертью, что мы сейчас всё беспокоимся о материальном кризисе, там о том, о сём, а главная опасность грядущего времени – это терроризм. И действительно, мы это видим. И в Индии недавние события, и в России, у нас в метро, взрывы эти самые, на Гурьянова эти дома рушились, в Беслане, бесланская трагедия. Причём здесь, в отличие от Ирода, который, в общем-то видно сожалел об этом, и даже себя утешал тем, что вот Иисус, говорят – кто это? А он говорил: “это Иоанн Креститель, которого я казнил и он воскрес из мертвых”. Ему как-то очень, видимо, хотелось, чтобы это его преступление как-то было удалено, устранено, и Иоанн бы воскрес.

Но там он по пьянке совершает. Мы понимаем, что по пьянке много чего совершается дурного. А вот здесь люди совершали, конечно, абсолютно трезвые. И в случае с Александром Менем, и в случае с этими башнями-близнецами в Нью-Йорке 11-го сентября. Более 3-х тысяч жертв за какие-то полчаса-час. В Беслане тоже более 380 жертв, из них больше половины детей. Страшно даже не только это. А страшно то, что в день 11-го сентября во множестве стран, не будем подчёркивать какого вероисповедания, толпы людей вышли на улицы, радостные, с плясками, с песнями, демонстрациями, выражая свою радость по поводу этого ужасного теракта. Вот это состояние нашего сегодняшнего мира.

Но мы знаем, что победа остаётся за добром. Самое большое преступление человечества – распятие лучшего из сынов, Иисуса из Назарета, заканчивается Воскресением, победой над смертью. Те люди, которые это делали, которые казнили Иоанна, так, только имена остались, а о них, конечно, мы помним, потому что эти люди – и Иоанн Предтеча, и Господь Иисус, и многие Его последователи, умершие такой страшной, мученической смертью, как и отец Александр Мень,– они сеют семена жизни, семена добра, которыми живут миллионы людей. И замечательная есть строчка псалма “в память вечную будет праведник”.

Я думаю, что сегодняшний день, который в календаре обозначается днём строгого поста, наверное, есть смысл именно так его провести, в строгом посте, у каждого, конечно, своя мера, с тем, чтобы как-то быть солидарными вот в этих страшных событиях, солидарными со страдающим добром, а не с торжествующим злом. Потому что важно стать на сторону добра, а не зла, стать на сторону созидания, а не разрушения. И на вопрос Моисея: “зачем тебе избирать смерть, избери жизнь”, изберём тем самым жизнь.

  Аминь.