протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 сентября 2011

Фонограмма


2 Кор., 1,21-2,4.

21Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

22Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

24не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2.

1Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что __ моя радость есть радость и для всех вас.

4От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

 

Мф., 22, 1-14.

1Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска' свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14ибо много званых, а мало избранных.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение о званых на брачный пир, в сущности, является продолжением евангельского чтения прошлого воскресенья о злых виноградарях. И по тексту Евангелия от Матфея эта притча следует сразу после притчи о злых виноградарях, и произносится она уже в последние дни земного служения Иисуса, в Иерусалимском храме. Эти образы – виноградник, брачный пир Отца Небесного – были совершенно понятны Его современникам, как образ Мессианского Царствия, как описание, метафора прихода Мессии и той радости, которая воцаряется на земле вместе с этим приходом. И обе притчи, конечно, содержат пророческое предсказание о страшной судьбе Иерусалима и Израиля за вину духовных лидеров Израиля, которые в том и другом случае, в притче о злых виноградарях и о брачном пире, пренебрегли призывом Божиим, пренебрегли словом Божиим, решив, что именно им принадлежит право решать судьбы народа, решать, в чём спасение. И это тяжкое заблуждение, конечно, не только израильских лидеров, но и многих и многих людей после них, когда людям во внешних проявлениях: в соблюдении ритуала, соблюдении определённых, сформулированных человеком, правил веры, видится истина, а не в самой живой связи с Богом. И, тем самым, мы видим, что они отвергают призыв Бога Авраама, Исаака и Иакова, Мессией, Посланником Которого был Господь Иисус Христос.

И, конечно, обе притчи содержат пророчество о судьбе Иерусалима, который в 70-м году новой эры, после Рождества Христова, был разрушен римлянами в ответ на восстание иудеев, которые видели в этой вооружённой борьбе, терроризме и прочем, единственный способ освобождения от римского владычества. В то время как Господь говорил, что важно кесарю отдавать его, кесарево, а почитание Бога, Высшего Начала – вот это должно принадлежать Богу. И вот, конечно, понятно, что речь идёт не только о судьбе Иерусалима, не только о судьбе Израиля, речь идёт о судьбе каждого народа, каждого государства и каждого человека.

И, конечно, эта притча близка и к нам. Трагическая судьба нашей страны, XIX век, когда, казалось бы, могущественная империя заканчивается в 17-м году полным крахом. В значительной мере из-за того, что положение Церкви, духовная жизнь России XIX века была крайне далека от действительно христианских идеалов. Когда жестокое обращение с крепостными, с солдатами, с заключёнными, не вызывало никакой реакции Церкви. Только доктор Гааз, один из немногих жителей России, католик, близкий друг митрополита Филарета, положил жизнь на то, чтобы условия жизни заключённых, их переходов на каторгу, были более человечными, чем они были в то время. Когда к одному пруту привязывались, приковывались цепями люди на всё время перехода, который занимал несколько месяцев, приковывались без разбора и мужчины и женщины, старые и молодые, и вот все они должны были, как животные, гнаться по дорогам России из европейской части в Сибирь. И всё это было, где-то, в общем, в 50-60-е годы, совсем не так уж давно.

Но это близко и к нашему времени, когда мы видим, что страна действительно пострадала за своё неверие, безбожие, за своё отвержение, в сущности, христианства в XIX веке. Не только интеллигенция, не только люди, боровшиеся за свободу взглядов, политические свободы, но и простой народ, мы видим, весь обрушился на Церковь, которая его должна была воспитывать, наставлять. Простые люди разрушали храмы, стаскивали, разбивали колокола, об этом можно почитать в воспоминаниях Михаила Пришвина, как всё это страшно происходило.

Но вот сейчас, по молитвам новомучеников, по милости Божией, России вновь вернулась возможность быть христианской. И действительно, 70% населения России при переписи, опросах, себя причисляют к православным. Но мы видим, что в православных храмах более-менее регулярно бывает лишь 5% населения, а Евангелие читали 1–3%, наверное. А между тем множество людей называют себя “да, мы православные”. И вот здесь оказывается так, что люди, которые совершенно далеки по своей жизни от христианства, претендуют быть таковыми. Они подобны вот этому человеку, который пришёл на брачный пир не в брачной одежде.

Очень часто к толкованию этой метафоры прилагаются всевозможные предположения о том, что приглашая на пир, там дарились одежды, ещё что-то такое… На самом деле это всё уже наши предположения, фантазии, лучше сказать. Для слушателей Иисуса это была совершенно ясная метафора, тем более что притча, она никогда не раскрывает механизмов, почему человек пришёл не в брачной одежде, где б ему было взять, ведь Господь сказал: “зовите всех нищих, больных, с улицы, и так далее”, а где же им было взять брачные одежды и всё такое. Притча, она не раскрывает механизмов, как и что, она говорит о главном – что на праздник человек пришёл не в брачной одежде. И вот когда люди, которые себя ведут совсем не по-христиански, и называют себя православными, они именно вот эти самые, пришедшие не в брачной одежде. Когда мы сталкиваемся с чиновниками, которые берут взятки за ту работу, которую они должны выполнять, когда их целью становится не осуществление тех необходимых процессов в жизни государства, а как бы их использовать, чтобы приобрести какие-то бешенные деньги. Сколько возводится этих самых особняков в совершенно потрясающей роскоши, по Рублёвке, и во всех других местах... Достаточно интернета, чтобы всё это посмотреть. Когда милиция, вместо того, чтобы заниматься правоохранительной деятельностью, преследует приезжих и целью своей ставит отнимать у них деньги. Когда предлагаются в Думе законопроекты о том, чтобы декларировать не только доходы чиновников, но и их родственников, потому что тогда будет ясно, что очень легко перевести деньги или недвижимость на родственников, “нет, у меня ничего нет, со мной всё в порядке”. Когда мы видим, что организованные преступники жертвуют обильно на храмы, возводят роскошные надгробья для своих убиенных братков, и тоже называют себя православными… Вот всё это и есть эти самые, пришедшие в не брачной одежде.

  И вообще хотелось сказать ещё о слове “православие”, потому что очень часто такие люди называются именно “православными”. Или врачи, которые имеют цель не вылечить больного, а выбрать такой способ лечения, что как можно больше из него выжать денег. И всё это, конечно, под словом “православие”. На самом деле это какое-то отвержение своей подлинной веры, потому что “православие” – это прилагательное к существительному “христианство”. Потому что когда мы говорим ”я – православный”, по-гречески православный – ортодокс. Есть иудеи-ортодоксы, есть марксисты-ортодоксы, есть буддисты-ортодоксы и так далее. Это слово связано с совсем другим представлением: такое жёсткое следование каким-то установившимся традициям, а вовсе не христианство. Люди на самом деле стесняются сказать “да, мы христиане”. Опуская имя и титул Христос, Помазанник, Своего Основателя, в сущности, пользуются неким как бы эвфемизмом, отвергая себя по-настоящему от христианства. И поэтому всегда, когда мы говорим “православные”, всегда следует говорить – православные христиане. Вот тогда совершенно другое восприятие будет этого слова. Как-то на Проспекте Мира я увидел лозунг: “Русь была, есть и будет православной”. А вот если бы лозунг был: “Русь была, есть и будет христианской”, вот тут бы задумались – насколько она христианская, потому что сразу ясно о Ком, о Каком Основателе идёт речь. Но не нужно, конечно, думать, что вот они там такие, а мы все здесь белые и пушистые собрались. Конечно, и у каждого из нас есть такая опасность – оказаться в небрачной одежде. Когда мы совершаем какие-то поступки, которые несовместимы с христианским призванием, когда из наших уст идут матерные ругательства, когда мы завидуем и когда мы осуждаем, когда мы сплетничаем, когда мы судачим, когда мы готовы с радостью видеть соломинку в глазе другого, а в своём не видеть и бревна… И многое, многое другое. Поэтому давайте вот действительно молиться о том, чтобы мы оказались в брачной одежде, когда будем на мессианском пиру Господнем.

Аминь.