протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
25 сентября 2011

Фонограмма


Недели перед Воздвижением:

Гал.6,11-18.

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Ин.3,13-17.

13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

 

Ряд.:

2 Кор.4,6-15.

6потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;

9мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

12так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

14зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

 

Мф.22,35-46.

35И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38сия есть первая и наибольшая заповедь;

39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42что' вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43Говорит им: ка'к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя перед Воздвижением, то есть перед праздником Воздвижения Креста Господня. Знаменательно, что этот праздник – второй праздник церковного года, который, как вы помните, начинается 1 сентября по старому стилю, по новому – это 14 сентября. И первый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы, начало нашего спасения, приход в мир Той, Которая послужила этим звеном воплощения, звеном связи между Богом и людьми. И второй праздник – Воздвижение Креста Господня. Нам сразу напоминается о смысле и предназначении жизни христианина и каждого человека. И настолько это важный праздник, что выделяются предшествующие и последующие дни: суббота перед Воздвижением, воскресенье – Неделя перед Воздвижением, и после Воздвижения тоже так же суббота и воскресенье. Полагается особое чтение. И сегодня поэтому было два чтения: первое – отрывок из Евангелия от Иоанна с этими знаменитыми словами: “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”, и второе чтение из Евангелия от Матфея: “какая наибольшая заповедь в законе”.

В первом чтении Господь напоминает Своим ученикам об этом древнем символе змея, который был сделан Моисеем по повелению Божиему в пустыне, когда за ропот израильского народа, вышедшего из египетского рабства, Бог поразил их множеством ядовитых змей и множество людей умирало. И тогда Бог сказал взмолившемуся Моисею, чтобы он сделал медного змия, воздвиг его на шест и установил высоко, чтобы каждый мог увидеть, и каждый взглянувший получал исцеление. Спустя несколько веков этот символ был уничтожен одним из израильских царей, потому что он слишком много привлекал к себе внимания, всякое изображение вообще было тогда искусительно и отвлекало от веры в Единого Бога Израилева. И он был уничтожен, и сохранилась только память.

Это настолько был древний символ, что сейчас трудно объяснить его значение, и сколько я ни смотрел всяких комментариев, нет удовлетворительного объяснения – почему именно взглянув на медного змия люди исцелялись от укуса ядовитых змей. Возможно, какие-то есть здесь объяснения, но во всяком случае Господь упоминает это именно в связи с тем, что он был всем виден. И тот, кто глядел с верой вот на это средство Божие для спасения человека, получал исцеление.

И вот так же Крест будет виден всем. Так же то, что находится в центре, символ нашей христианской веры – Крест, он становится из орудия казни орудием спасения. И затем вот эти удивительные слова, что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы каждый верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Потому что, в самом деле, мы видим мир, полный не только прекрасных видов природы, прекрасных людей, творчества, культуры, святых людей… Но мир исполнен и зла, гордыни, всяких ужасов и природных катастроф, и, в конце концов, главный враг человека – смерть. И вот Бог посылает Своего Сына, чтобы выступить против этого главного врага и победить его Своим Воскресением.

Недавно я перечитывал вновь одну фразу из проповеди митрополита Антония Сурожского, которому как раз посвящена упомянутая конференция, о том как один полковник во время гражданской войны, со стороны Добровольческой армии, посылает в разведку своего сына, причем очень опасную. Ему его друзья говорят: “ну что ж ты сына посылаешь на такое опасное дело?”. Он говорит: “я могу послать на опасное дело своего сына, а не чужого”. Только своего подвергнуть такой страшной опасности. Вот некая метафора для объяснения того, что Бог посылает Возлюбленного Сына, чтобы Он вышел на эту битву и победил Своим Воскресением.

И евангельское чтение рядовое, о главной заповеди, оно вообщем-то близко очень соотносится с тем чтением, о котором мы сейчас говорили. И Господь говорит о том, что главная заповедь – любить Бога, всей душою, всем помышлением, всею крепостью, и ближнего как самого себя. И в сущности, ответ Его на искушающий вопрос фарисея был совершенно безукоризнен, никто не мог здесь Его упрекнуть. Действительно, это заповеди, о которых говорилось в древности, и которые Господь вновь выводит, так сказать, на первый план. И вот они – главные в жизни человека.

И Господь, вслед за этим, задает искушающим Его фарисеям самый главный вопрос нашего спасения, на который они вообщем-то не обращали внимания, как обычно мы не обращаем внимания на текст очень хорошо известный. Подобно тому как Господь утверждал, что есть воскресение, говорил: “что сказал Бог Моисею, когда явился при Купине? Я Бог Авраама, Исаака и Иакова”, которые уже в это время не были живы. “Разве Бог есть Бог мертвых? Нет, Бог живых. Значит, у Бога живы все”. И вот тут тоже Он приводит всем известные слова Давида, сказанные Давиду: «Рече Господь Господу Моему седи одесную Меня, доколе положу враги Твоя к подножию ног Твоих». То есть Давид промыслительно говорит о своем потомке, называя его не просто сыном своим, а Господом. Kyrios – Глава, Царь. И Иисус спрашивает: “как же он называет Его Господом, если Он сын ему?” Фарисеи молчали. Как-то вот этот очень важный вопрос никогда не возникал: почему так странно говорится? Очень часто мы проходим мимо каких-то вот таких трудных мест, полагая: “что-то такое непонятное, ну и ладно”. А в этих случаях быть может окажется, что это – как раз самое главное для нас. Потому что в сущности Господь ставит вопрос: Мессия – сын Давида или Господь Давида? Или одновременно и то, и другое? И ответ был в Том, Кто стоял перед ними, в Иисусе из Назарета. Он и сын Давида, и Господь, Который над Давидом, Который будет царствовать над миром вовеки, и не просто над одной отдельно взятой страной, спасая ее от врагов, а над всем миром, спасая его от главного врага – смерти.

И последующие события: арест, распятие, смерть Христа – это не просто какое-то неблагоприятное трагическое стечение обстоятельств. Это был путь к исполнению этих двух великих заповедей – о любви к Богу и к человеку. И заповеди Евангелия – это не просто правила хорошего поведения. Это – приглашение в мир Божий, который называют Царствие Небесное. “Да придет Царствие Твое”. Где ненависть и гордость постепенно исчезнут, а их место займет любовь. Таким образом, мы видим, что нам Господь открывает Себя, Мессию, как Спасителя не только отдельной страны, как ожидали в Израиле, а Спасителя всего мира. Предлагает нам этот путь, и призывает нас к участию в этом Его труде и страдании, в этом Его спасительном служении, говоря нам: “братья Мои”.

Аминь.