протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
2 октября 2011

Фонограмма


Недели по Воздвижении:

Гал.2,16-20.

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Мк.8,34-9,1.

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

 

Глава 9.

1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

Ряд.:

2 Кор.6,1-10.

1Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

4но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

5под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

7в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

8в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;

9мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

10нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

 

Мф.25,14-30.

14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа'л,

25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа'л;

27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то', что' имеет;

30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Пожалуй, самый важный вопрос для человека: “за кого я почитаю Иисуса Христа? Кто Он для меня?” Просто литературный персонаж какого-то памятника прошлой культуры, или Он – реальная личность? А если так, то Кто же Он? Просто один из известных людей прошлого, или Он действительно то, что Он говорит о Себе: “Видевший Меня, видел Отца. Я и Отец одно”. Тот, Кто открывает нам суть Божьей природы: любовь, долготерпение, милосердие,– всё это открывает Господь, Творец мира, в Том, Кто во всём подобен нам, соединяет в Себе, кроме греха, соединяет в Себе естество человеческое и Божественное. Вечное начало мира пришло к нам как человек, потому что мы люди и для нас самая понятная любая истина – воплощённая. И вот Бог воплощается, соединяется с нашей человеческой природой и открывает нам Себя. И вот Господь спрашивал, задавал этот вопрос Своим ученикам: “за кого почитают Меня люди?” Они отвечали по-разному, а Он отвечает: “а за кого вы Меня почитаете?” И тут Пётр за всех отвечает: “Ты – Христос, сын Бога живаго”.

Христос, то есть Мессия. Мессия, Спаситель, истинный Царь, который придёт, идеальный Царь. Царь, который установит на земле жизнь радостную и счастливую. И когда ученики сказали, когда они правильно ответили, Он сказал: “блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе, но Отец мой, Который на небесах”. И когда это произошло, то Иисус начал им открывать, что это спасение не придёт так, как думало большинство людей, что это будет царь, который расширит пределы Израиля от моря до моря, все народы будут ему служить, и так далее. Ну такие фольклорные, националистические представления. Господь говорит им о другом, о том, что Его Царство не от мира сего, что оно принесёт счастье, освобождение и радость не одному какому-то народу, а всему миру, всем людям, всему творению. И начал учить, что этот путь будет не таким, как представляли люди, не через царскую власть, которая приходит насилием и жестокостью, а через страдания и крест. Пётр ужаснулся этому и начал спорить: “Учитель, да не будет этого с Тобою”. И Господь сказал ему: “отойди от Меня, сатана, ибо ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое”. Пётр из самых лучших побуждений говорил: “Господи, неужели найти нельзя какой-нибудь другой путь, а не такой жестокий, о котором Ты говоришь”. Когда заранее их царь, будущий полководец будущей битвы говорит о том, что мы идём на битву, которую нам нужно проиграть, для того, чтобы победить зло в мире. А Господь ему отвечает: “отойди от меня, сатана, ты Мне соблазн”.

И вслед за этим и вот эти тяжёлые слова: “кто хочет идти за Мной, возьми крест свой и следуй за Мной”. Казалось бы, радостная весть, но Господь говорит её уже после того, как ученики узнали Его как Мессию. Он открывает им новый этап, который они готовы теперь воспринять. Ученики должны пережить другое, второе обращение, узнать не просто, как Мессию, но об этом пути Мессии, который для человека очень представляется странным, тяжёлым, почти невозможным. Но Господь говорит – Да! Вот только таким путём Он побеждает зло, Он умирает вместе с людьми, вместе с людьми принимает смерть, для того, чтобы её победить. И предлагает этот путь своим ученикам. И вместе с этим говорит о том, что среди вас стоят некоторые, которые уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И вскоре после этого Марк рассказывает о чуде Преображения, когда три ученика увидели славу Христа, и Моисея и Илию, с Ним беседующих. Так им было хорошо, прекрасно, мы встречали это событие в праздник Преображения. “Господи, хорошо нам здесь быть”. Как бы приоткрылась завеса будущего счастья, для которого предназначен каждый человек, потому что эта земная жизнь только прелюдия, мы только готовимся к этому. И вот Господь говорит, чтобы этот путь мы прошли.

И второе чтение евангельское этой недели, притча о талантах. Мы все хорошо знаем это слово – талант, но, наверное, не все помним, что произошло оно на самом деле именно из этой притчи. Талантом в Иудее тогда обозначалась денежная сумма, плата за две недели работы. И вот именно это вошло в наш бытовой уже язык, и русский, английский, и другие. Именно это одно и тоже слово – талант, то есть какой-то дар, который мы получили: музыкальный, математический, скажем, дар преподавания, лечения, пения, музыки и так далее. И вот каждый получает какой-то талант, один больше, другой меньше. И который получает много, приобретает ещё таланты на них, ещё приобретает, который чуть меньше, тем не менее столько же. А когда человек получает совсем немного, ему кажется: ну что там, это всё не имеет значения, как бы ещё и это не потерять, что имеешь. И зарыл в землю серебро господина своего. А когда приходит господин, и спрашивает отчёт, что же вы приобрели на эти таланты? И вот отсюда и наше выражение – зарыть свой талант в землю. Ни в коем случае вот этого нельзя делать. А очень многое нам подсказывает идти именно таким путём зарывания своих талантов, когда мы часами сидим у телевизора, смотрим какие-то нелепые передачи, когда мы тратим время впустую, когда мы ночь превращаем в день, а день в ночь, и прочая, прочая, прочая.

Давайте с вами об этом подумаем, о том пути, к которому Господь призывает нас, брать свой крест. Конечно не у каждого это крест в буквальном смысле, хотя и так было. Каждый, кто идёт действительно за Христом, он становится противником этому миру. Не случайно есть такое стихотворение Владимира Соловьёва “Против течения”. Христиане всегда идут против течения, и не нужно этого бояться, если мы идём не просто ради какого-то бунта и самоутверждения, а если мы идём за Христом. Пусть Господь нас благословит и дарует мужество нам, чтобы мы не боялись и понимали, что победа добра происходит только на этом пути – взятие креста и следование за Господом Иисусом.

Аминь.