протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
30 октября 2011

Фонограмма


 

Гал. 1, 11-19.

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 

Лк. 8, 5-15.

5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Вот вновь Церковь предлагает нам хорошо знакомую большинству из вас притчу о сеятеле. Притча грустная, конечно, потому что видно, что Господь щедро сеет своё слово, обращается к каждому человеку: “придите ко Мне все труждающиеся и обременённые”. А кто может сказать, что у него в жизни всё прекрасно, всё хорошо, что ему ничего не нужно больше? И, тем не менее, вот это слово воспринимается в большинстве случаев так неполноценно, не приносит плода по разным причинам. Притча сама не нуждается в толковании, потому что сам Господь даёт её истолкование. Но вот, наверное, самый главный всё-таки для нас вопрос из этой притчи: как сделать так, чтобы наше сердце было доброй почвой, доброй землёю? Чем её обрабатывать, вспахивать и удобрять, чтобы она приносила действительно тот плод, который Господь ожидает от нас, и тот плод, который будет наиболее всего соответствовать назначению каждого из нас, принесёт нам то счастье и радость, которое Господь нам хочет дать, которое намного превосходит то, что мы предполагаем. Часто человек думает, что счастье – это благополучие, довольство, власть, деньги, развлечение, досуг, отпуск большой, и так далее. А Господь говорит, что нет. Счастье – это в служении Ему. “Как Я пришёл послужить, так и вы”. “Посылаю вас в мир, как Отец послал Меня”.

  И важно обратить внимание – только у Луки в этой притче есть одно слово, которого нет у других евангелистов: и плод творит эта добрая почва, получившая семя, “творит плод в терпении”. Это очень важное качество человека. Ветхий Завет в одном месте говорит: “терпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше побеждающего город”. Потому что действительно, в терпении человек что-то очень важное воспринимает для своего сердца. Когда случаются какие-то трудные обстоятельства, события, то вместо того, чтобы восклицать: “За что это мне Бог послал? Я, наверное, сделал то-то и то-то, вот за это, наверное, и произошло”, и так далее. Важно здесь сделать другой вывод, что Господь посылает мне какое-то испытание, чему-то я, наверное, прежде всего, должен научиться, научиться состраданию, научиться сочувствию другим людям, которые тоже испытывают что-то подобное. Вот так относиться к этим испытаниям. В Послании апостола Иакова есть даже такие парадоксальные слова о том, что “радуйтесь братья, когда впадаете в различные искушения. Потому что искушение порождает терпение, терпение – опытность, опытность – надежду, а надежда не постыжает, потому что Господь посылает Святого Духа в сердца наши”. То есть каждое такое испытание принимать как некую школу, некий урок, из которого мы можем вынести что-то очень важное для нашей жизни.

  Конечно, можно сказать, а вот как же, в молитве “Отче наш” мы просим: “не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого”. Понятно, что мы смиренно просим, понимаем, что не каждое испытание мы можем выдержать, и поэтому просим Господа, чтобы Он не давал нам испытаний сверх меры. И тут же сразу – “избавь от лукавого”, чтобы вот эта злая сила не овладевала нашим сердцем и не поражала нас настолько, что мы окажемся в падении и будем постыжены.

  И другое место, которое тоже к этому относится. Это то, что Господь говорит: “кто хочет идти за Мной – отвергнись себя”. Вот самый такой печальный грех человека, когда начинается саможаление. Даже иногда по незначительным поводам человек начинает: вот какой я бедный, какая бедная, у меня того нет, этого нет, вот то-то произошло, а могло бы быть вот так вот, и так далее, и так далее. И вот здесь уже такая картина вырисовывается совершенно необъективная в сознании человека в размышлениях о его жизни. Поэтому так важно нам помнить вот эти слова, помнить что Господь, проведя нас через эти испытания, даст нам что-то нечто более прекрасное, чем мы это себе представляем. Потому что часто человек испытывает именно высшее счастье и радость именно проходя через эти испытания, узнавая что-то важное и новое, потому что с каждым этим испытанием мы поднимаемся на какую-то бо'льшую ступенечку нашей духовной зрелости. Пусть Господь благословит нас чтобы жизнь эта, наполненная, конечно, трудностями, чтобы для нас была именно вот этим путём за Христом, путём, в котором мы возрастаем, возрастаем, чтобы быть достойными свидетелями Его в этом мире, который так в этом нуждается.

Аминь.