протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 ноября 2011

Фонограмма


 

Гал. 2, 16-20.

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Лк. 16, 19-31.

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшняя притча о богаче и Лазаре заканчивается словами: “Если не слушают Моисея и пророков, то если даже кто из мёртвых воскреснет, не поверят”. Очень часто приходится встречаться с людьми, которые приходят просить помощи. Люди, приехавшие из других городов, устроившиеся куда-то на стройку работать, им обещают какую-то зарплату, потом тянут, неделю, месяц, другой, а потом просто прогоняют, потому что эти люди совершенно беззащитны. Мне недавно рассказывали такой очень печальный случай, когда некая бригада работала на газификации дома одного очень богатого человека, и когда они после месяца работы закончили, уже должны были получать плату, он сказал: “ну вот, зайдите, там вот бытовка стоит, там подождите, сейчас рассчитаемся”. И когда они туда зашли, то в ту же минуту взорвался баллон с газом. Вроде бы как случайно. И просто по счастливой случайности они не погибли, а только получили тяжёлые ранения. А хозяин подал на них в суд, что вот они, дескать, так неосторожно обращались с оборудованием и прочая, прочая. Хотя было совершенно ясно, что это было подстроено. И схема такая же везде. Когда, скажем, работник выполняет какую-то хорошую работу дома, в богатом доме, там резьба по дубу и всё такое. И потом, вместо того, чтобы расплатиться, хозяин, богатый человек, подаёт на него ещё в суд, что он там чего-то испортил и всё такое. И таких примеров очень много.

Даже большие организации приглашают к себе какие-то фирмы строительные, те выполняют работу, а им не платят, а ещё возбуждают уголовное дело против них, находят какую-нибудь причину. И это такая схема, видимо, общепринятая, чтобы люди уже не добивались своих денег, а как бы рады были, что вообще избавились, что их не засудили. Причём эти люди, которые не платят, это богатые, миллионы имеют. Вот такая страшная несправедливость, которая в нашем обществе не просто какое-то исключение, а как бы правило. И когда мы говорим сейчас об экономическом кризисе, это не совсем верно, потому что главный наш кризис – это нравственный, моральный кризис, когда такие вещи сплошь и рядом совершаются. Когда человек организует дом для бездомных, ищут работу, делают какую-то работу, отделывают там какой-то подъезд, хорошо, а потом говорят: “нет, вы сделали неправильно, сделали плохо, мы вам ничего не заплатим”. Понятно, что всё это уловки. И вот когда об этом слышишь, приходят на ум слова из послания апостола Иакова: “Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов достигли до слуха Господа Саваофа”.

И вот так и эта сегодняшняя притча рассказывает о том, что будет с такими людьми. Это люди, которые, если как-то и обращаются к церкви, то чисто формально, полагая, что ничего страшного. Люди, которые, в сущности, не верят, в то время Моисею и пророкам, а в наше время не верят вообще в какие-то нравственные ценности, а только в богатство. Только чтобы друг перед другом, кто купил какую яхту, кто купил какой-то остров или замок где-то в Испании или в Англии, во Франции и так далее. Вот такая печальная картина.

И конечно стоит вопрос: а что мы можем с этим сделать? И иногда людям кажется, что если Бог какое-то такое чудо сотворил бы, они бы покаялись, образумились. Но вот в этой притче нам как раз и говорится о том, что этого не произойдёт. Даже если кто из мёртвых воскреснет, не поверят. Все эти люди наверняка знают, слышали слово Пасха, слышали о том, что Воскресение Христово, слышали о святых, и, тем не менее, это не достигает их сердца. И вот только когда действительно настаёт тяжёлая скорбь, как у этого богача, который оказался в аду, вот тут пробуждается человеческое сердце. Он вспоминает о своих братьях, как бы они не пришли сюда, и так далее и так далее. Как часто скорбь человеческая становится средством пробуждения совести.

Ну а что касается нас, то ясно, что надо прежде всего стремиться честно поступать с каждым работником. Всегда лучше даже, может, чуть переплатить. Конечно, мы знаем, что и недобросовестные работники есть, деньги получат – и не сделают, ну, тут понятно, что заранее деньги давать нельзя. Но ясно, что чтобы на нас вот это пятно не лежало. Чтобы мы не корили себя всю жизнь, если какую-то даже мелочь, в чём-то поступили несправедливо, корыстно, особенно по отношению к бедным людям. Очень важно, чтобы мы с уважением относились к каждому человеку. Что такое уважение – очень легко понять из, так сказать, противоположного действия. А противоположное действие – это унижение. Когда мы унижаем какого-либо человека, пользуясь его беззащитностью, что он не ответит тем же, пользуясь своей властью и так далее, мы поступаем подобно вот этим богачам из Евангелия или из наших строительных фирм.

Давайте об этом с вами помнить и молиться за то, чтобы вот этот нравственный кризис, в который наша страна попала, всё-таки скорее остался позади. А это возможно только тогда, когда каждый из нас будет действительно христианином, не так, по форме, так, на всякий случай, а жить и вникать в учение, чтобы мы жили по нему, и, самое главное, помнили, что не внешняя сторона главная. Нам Исаия говорит: “Вот пост, который избрал: помоги сироте, поддержи вдовицу, прими бездомного”. Мы понимаем, не можем всех бездомных вести в дом, но хотя бы сюда, два раза в неделю, мы их принимаем в церкви, где они в тепле могут принять пищу. Но и то вызывает возмущение, что вот, мол, рядом под окнами мэрии и так далее.

Но, слава Богу, что Церковь нас поддерживает, и пока, может временно или как, в общем, кормление, слава Богу, продолжается, люди приходят, и то, что они под сводами храма получают пищу – думаю, что это располагает сердца людей к Богу гораздо больше роскошного убранства, позолоты и всего прочего, потому что в наше время это может вызвать только зависть. А вот именно социальная работа Церкви и всякая наша поддержка её – вот то, что ожидает наше общество от Церкви в настоящее время.

Поэтому давайте будем об этом помнить, поддерживать эту работу и всегда, где возможно, помогать. Не размышлять: “вот я ему дам, а там мафия вокруг этого нищего, у него отберёт, всё такое, или он пропьёт…”. Это не наше дело. Наше дело просящему дать. Понятно, что всем подать невозможно. Это естественно. Но где-то кому-то время от времени, расположилось сердце – помоги. Давайте об этом помнить. Пусть сегодняшняя притча будет для нас размышлением о том, как это прилагать к нашей жизни, и моей лично, и жизни вокруг меня.

Аминь.