протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
13 ноября 2011

Фонограмма


 

Гал. 6:11-18

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

 

Лк. 8:26-39

26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что' Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,– потому что много бесов вошло в него.

31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39возвратись в дом твой и расскажи, что' сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В нашей жизни мы иногда сетуем на Бога, что Он присутствует в мире как бы инкогнито. Мы, конечно, теоретически понимаем что да, всё сотворено Богом, мы об этом читаем в Библии, что всё движется силами законов природы, которые тоже сотворены Богом. Но вот хорошо бы, чтобы что-то такое произошло, чтобы людям стало ясно, что не только природные силы, а какая-то особая сила Божия присутствует. Вот они тогда бы испугались, ужаснулись и поверили.

И вот сегодняшнее Евангелие как раз рассказывает о таком событии. О том, что Господь исцеляет этого бесноватого от этого недуга, что все боялись проходить через то место. Такая страшная сила, которая его одержала. И Иисус приказывает выйти бесу из бесноватого. И действительно, они выходят и просят, чтобы не посылал их в бездну, а позволил войти им в стадо свиное. Такое загадочное, какое-то мистическое событие – почему именно так. Но, однако, мы видим, что зло – оно всегда иррационально, в том смысле, что оно абсолютно как бы вне всякой логики, вне всякого, так сказать, понимания, поэтому оно и необъяснимо, потому что, если можно было объяснить, то как бы это уже соответствовало бы нашим представлениям о добре и так далее. Зло необъяснимо, и поэтому, когда оно охватывает людей, или животных, или силы природы, то совершаются какие-то страшные вещи, совершенно непонятные почему и зачем. И вот Иисус позволяет им, и они входят в стадо свиней, и оно бросается к берегу, и падает в воду всё.

Мы знаем о том, что эпиграфом к своему роману “Бесы”, Достоевский избрал именно этот эпизод. Что бесы вошли в стадо свиней, они понеслись к берегу и со скалы все попрыгали. Ну, понятно, что любое такое революционное движение, которое там описано, которое завязывается на убийстве, взаимном, так сказать, крови, которая их связывает – всё это вот эта самая бесовщина и есть. Но когда люди увидели то, что человек освобождён, люди этой окрестности (это было языческое население в основном), понятно, что как-то они этому удивились, но вовсе не обратились и не поклонились перед Иисусом, как вот этот исцелившийся бесноватый, а просили Иисуса уйти.

Мы обращаемся к Господу со многими просьбами. В Евангелии мы встречаем множество просьб. Отец больного отрока просит: “Господи, верую. Помоги моему неверию”. Как часто мы именно такое состояние переживаем. Мы видим веру огромную римского офицера, сотника, который говорит Господу, посылает слуг: “Господи, не трудись приходить в дом мой, скажи только слово, и исцелеет отрок мой”. Какая огромная вера, доверие. Иисус удивился вере этого языческого офицера. Много других мы видим просьб, когда одна женщина неотступно просит за свою дочь, хананеянка-язычница, и являет такое удивительное смирение, что Господь говорит ей: “да! за это слово пойди, бес вышел из твоей дочери”.

А вот тут просьба странная для нас: “отойди от нас”. Потому что понятно, что это какая-то новая, непонятная сила вторгается в их жизнь и исчезает то, что человеку так дорого – предсказуемость. Пусть трудноватая жизнь, пусть она бессмысленна, но вот она предсказуема. Мы жили при советской власти, и было что-то в этом хорошее. Мы понимали, что мы безобразно одевались, плохо ели, как-то это было всё неудобно, отсталые такие, никуда не ездили, ну кроме коммунистов... То нельзя, это нельзя, идеология, всё одно и то же, храмы закрыты… Но жизнь была предсказуема. Детские садики были, лагеря пионерские, дома отдыха, можно было поехать, попьянствовать там неделю-другую. Так что всё было как-то так предсказуемо и хорошо. А вот тут мы оказались в какой-то совершенно новой ситуации. И очень часто народ этим смущается. И за коммунистов голосует, за то, за сё, чтобы вернулось бы, сетует, потому что исчезла вот эта предсказуемая, ровная, спокойная жизнь. Зато открылись новые, блестящие, возможности, открылась действительно свобода выбора, не одна, так сказать, единственно правильная идеология, а выбирай! Пожалуйста, ты можешь идти в храм, можешь идти в мечеть, можешь идти ещё куда-то, вообще никуда можешь не ходить. Вот люди чаще избирают именно этот путь, потому что прийти в храм – это значит надо как-то менять свою жизнь. Это надо вносить какой-то другой элемент, а человеку этого не хочется. И человек пока предпочитает какое-то расстояние, и часто люди говорят: “мы не можем – прощать всё время, любить врагов. Это святые, а мы-то не святые, чего уж там говорить, с нас спрашивать”. А между тем Господь обращается с этим к каждому человеку, а не к святому. Первое именование христиан в общине было именно “святые”. И сейчас это сохранилось в возгласе в конце литургии, когда священник поднимает этот Агнец, хлеб, которым мы причащаем вас, освящённый как тело Христово, и говорит: ”Святая святым”, то есть вам. Вы так именуетесь и в современном богослужебном тексте.

И поэтому так важно не говорить, что “хорошо, я согласен, но потом”. Блаженный Августин, прежде чем он обратился, он молился: “Да Господи, я очень хочу в Тебя поверить, прийти, стань христианином, но не сейчас, немножко попозже. Я ещё погрешу, ну а там будет видно”. Поэтому так важно нам понимать, что нам так важно прислушиваться к Евангелию. Не медлить, не говорить: “отойди от нас пока, вот это мы принимаем, а вот это не принимаем”, а принимать всё целиком. И прежде всего, самое главное, любить Господа. Он наполняет нашу жизнь смыслом. Недавно по телевизору показывали такой фильм: “Елена”. Очень странный фильм, наверное, многие из вас его видели, он и в кино шёл, и, наверное, будет и в интернете, и всё такое. Стоит посмотреть, хотя фильм, в общем-то, страшный. Там нет никаких ужасов, никого там не режут так напрямую, кровь не льётся, так вроде всё нормально. Но страшно полной бессмысленностью жизней тех участников фильма. Всех. Начиная с более-менее симпатичных, и несимпатичных, и противных и так далее. Но у всех полная бессмысленность жизней. Именно потому, что в ней нет духовного измерения. И это мастерски показано в этом фильме. Он не случайно Оскара получил и всё такое. Так что когда послушаешь, понимаешь, насколько мы, хотя даже немного ещё верующие, может быть делающие первые шаги за Христом, насколько мы богаче и счастливее людей, которые вроде бы устраиваются, и всё такое, но жизнь совершенно такая серая и такое вязкое болото.

Вот давайте об этом подумаем, и не будем, как эти жители Гадаринской страны, просить, что: “Господи, вот с этим Ты уйди от меня. Вот это я ещё прочту, там, Отче Наш, ладно, прочту, а вот чтобы прощать, любить всех, соседка такая противная, зять и невестка, это так сложно…”. Давайте помнить всё-таки то, к чему Евангелие призывает нас, призывает всех, каждого из нас.

Аминь.