протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
20 ноября 2011

Фонограмма


 

Еф. 11: 4-10

4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,– благодатью вы спасены,–

6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

 

Лк. 8: 41-56

41И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,– и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня нам предлагается многим хорошо знакомый рассказ о воскрешении дочери Иаира, начальника синагоги. Девочки лет 12-ти, которая была уже на грани смерти, когда отец пошёл позвать Иисуса из Назарета, Который, он слышал, поблизости, чтобы Он помолился и исцелил её. И когда Иисус шёл, то одна женщина, страдавшая кровотечением, прикоснулась к Его одежде, в надежде, что она получит исцеление. И действительно, почувствовала, что источник крови её остановился. И вот в этом эпизоде нам рассказывается об этих двух чудесах: исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира. Когда вестники пришедшие говорят Иаиру, что “дочь твоя умерла, не утруждай больше Учителя”, Господь говорит: ”не умерла, но спит”. Конечно ясно, что Иисус под этим сном имел в виду, как и в случае с Лазарем, не сон для выздоровления, а смерть именно, но сказал ему, что “не бойся, только веруй”.

И вот в этих двух эпизодах Иисус явным образом нарушает те запреты, которые были известны любому жителю Израиля первого века. Много было разных ритуальных правил, потому что не было тогда современной медицины, понятно, и множество этих правил часть были суеверными, часть, действительно, гигиеническими по смыслу своему, хотя они все носили ритуальный характер. Но, так или иначе, было ясно, что наиболее, так сказать, оскверняющими, были прикосновение к женщине, когда она в критических днях находится, или когда какое-то истечение крови изнутри, и прикосновение к мёртвому телу. Ну что касается первого, то здесь Иисус нарушает как бы невольно, потому что она прикоснулась, Он даже не знал этого, с верой, но Он почувствовал силу, изошедшую из Него. Вот так кстати и вопрос, чего стоили эти все исцеления. Это не просто какое-то слово – это сила, исходящая от Иисуса. И хотя Он и не знал этого, и, так сказать, не был виновен, но формально Он всё равно был осквернён прикосновением к Нему этой женщины. Но ей говорит: “не бойся, только веруй, и дерзай, дочь, и будешь спасена от болезни своей”.

И второе нарушение, уже, конечно, такое явное, совершает, когда прикасается к мёртвому телу этой девочки. Это похоже на незадолго перед этим совершённое Им чудо: воскрешение сына наинской вдовы, когда Он тоже прикасается к телу, но оба раза заканчиваются вот этим удивительным чудом возвращения к жизни.

Понятно, что в обоих эпизодах нам Лука рассказывает об Иисусе, чтобы нам показать – кто Он, что Он – Владыка неба и земли, жизни и смерти, что Он берёт как бы на Себя вот эти наши немощи, берёт на Себя исцеление, берёт на Себя вот это прикосновение к мёртвому телу и побеждает Своей Божественной силою и в том, и в другом случае. И, понятно, что Лука этими рассказами нас готовит к тому, о чём он будет говорить впоследствии, в конце Евангелия, что Иисус ни в чём не виновный распинается. Распинается за наши грехи как заместительная жертва, и вместо тех, которые по своим грехам, по своей нечестивой жизни (практически это всё мы) должны были бы подвергнуться такой мучительной казни. Но Он входит в этот страх, в этот ужас смерти, страданий, распятия, и побеждает эту смерть. Как и в этих случаях, Он побеждает и болезнь женщины, и смерть девочки, побеждает Своей любовью, которая в этом рассказе наиболее ярко нам свидетельствует о том, Кто Он: Бог есть любовь. Бог, Который несёт любовь в этот мир, поэтому мы и называем эту весть Евангелие. Не какой-то далёкий Бог, непонятный нам, а Бог, который пришёл. “Я и Отец – одно”, “видевший Меня, видел Отца”, и поэтому когда мы читаем это Евангелие в наше время, мы понимаем, что мы тоже нуждаемся в этом прикосновении Господа к нашим недугам, к нашим ранам, к нашей судьбе, потому что без Него всё это ведёт к смерти.

И вот Иисус приходит и прикасается к этим нашим проблемам. Как только мы согласны прийти к Нему, как только мы приходим к Нему с такой же верой – и Он входит в нашу жизнь. Он всегда рядом с нами, как Он и сказал в конце Евангелия от Матфея: “дана Мне всякая власть на небе и на земле”, и заканчивает это Евангелие так: “и вот Я с вами во все дни до скончания века”. Поэтому нам так важно понимать, что Он есть источник подлинной, вечной жизни, той жизни, которая оживотворяет нас и здесь, и в будущем веке. И к Нему мы приходим с верой, и от Него мы слышим: “не бойся, вера твоя спасла тебя”.

Аминь.