протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 ноября 2011

Фонограмма


 

Еф. 2:14-22

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

 

Лк. 10:25-37

25И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Если мы поставим перед собой вопрос, который вообще всегда надо ставить, когда мы читаем Евангелие: “В чём главная мысль сегодняшних чтений?”. И отрывка из Послания к Ефесянам, и отрывка из Евангелия от Луки. Конечно, мы можем сказать, что Евангелие от Луки говорит о том, что надо помогать каждому человеку, попавшему в беду. И это будет правильно. Но это ещё, конечно, далеко не всё. На самом деле, основная идея этих двух чтений в том, что цель Бога – сделать всё человечество единым народом. В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит о том, что Иисус, придя, сделал из двух человек одного. О чём говорит он? Кто такие два человека? Иудеи почитали, что по-настоящему народ, который достоин существования, это вот они, которые веруют в единого Бога. Все остальные народы, которые верят в разных богов, в человеческие фантазии, и прочая, и прочая, – это всё-таки варвары, которые недостойны существования. А для Бога были важны и те, и другие, потому что изначально Библия говорит нам о том, что Авраам призывается к тому, чтобы пойти туда, куда Бог его поведёт, слушаться Бога, ходить перед ним, и Он создаст из него великий народ. “И в семени его благословятся все племена земные”. То есть не просто ради одного народа, а ради всех народов Земли Авраам получает особое благословение. “Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность”.

И вот с этого момента начинается вот этот явственный труд Бога, чтобы соединить людей воедино. До этого, читая предшествующие главы Книги Бытия, мы видим, как сотворённое человечество гибнет из-за греха, вражды и так далее. И когда даже они соединяются вместе в попытке создать единый народ (строительство Вавилонской башни), то это соединение происходит ради горделивого желания, чтобы не рассеяться, чтобы был один язык, чтобы всех объединить, построить себе имя, башню до неба, коль скоро оттуда идёт благословение. Достать его, так сказать, вручную. И Господь рассеивает, перемешивает их языки. На самом деле, дело просто в том, что ведь это было насильственное соединение разных народов в одну империю – создать народ одного языка. И, естественно, то, что мы называем сейчас национально-освободительным движением, это неизбежно всегда разрушает такие империи. Все империи распадались, разлагались изнутри, а не внешними врагами. И Бог начинает другой путь для соединения людей. Через Авраама, через доверие к Богу. И заканчивается этот путь приходом Христа Спасителя, который из двух частей человечества, неравных по своей численности: Израиля и язычников, делает один новый народ, который узнаёт о Боге через Иисуса Христа. “Видевший Меня видел Отца”. “Я и Отец – одно”. И поэтому Павел принимает вот это повеление Бога – проповедовать Евангелие всем народам. “Далеко пошлю”,– говорит Господь,– “тебя к язычникам”.

И вот эта мысль Послания к Ефесянам, она поддерживается и в евангельском чтении, когда рассказывается о некоем человеке, который шёл по дороге, попал в руки разбойникам, и проходил мимо его соплеменник, священник, посмотрел и пошёл дальше. А вдруг этот человек мёртвый, к нему прикоснёшься, потом надо будет две недели очищаться ритуально, и так далее. Другой прошёл – то же самое, левит, тоже посмотрел и прошёл мимо. А вот иноплеменник, самарянин, пожалел его, обмыл раны, посадил на своего ослика, отвёз в гостиницу, там позаботился, и ещё уходя, дал в гостиницу деньги – “позаботьтесь о нём”. Самарянин. Это имеет как бы центральное значение этой притчи, что не просто какой-то человек, а иноплеменник, презираемые иудеями, так сказать, тоже такие полуязычники. И тем самым Господь неоднократно подчёркивает, как и в другом эпизоде, об исцелении десяти прокажённых, как десять исцелились, пошли, и только один вернулся, увидев, что он исцелён, и воздал хвалу Богу, и тот, говорит Евангелие, был самарянин. А Иисус спрашивает: “Не десять ли исцелились? Да девять где? Почему только один, этот иноплеменник, пришёл?”. В другом месте мы помним исцеление слуги римского сотника, и Господь в ответ на его веру: “Скажи только слово, и исцелеет слуга мой”, говорит: “И в Израиле не нашёл Я такой веры”. Следовательно, речь идёт о том, что в каждом народе есть люди, которые готовы, как Авраам, ходить перед Богом и быть послушными Его. Поверить не просто в Бога, в Бога все верят, что Он есть, а поверить Богу, довериться Ему, идти Его путями, а не просто “помоги мне в том, помоги мне в этом, дай мне это, дай мне то”. И вот в этом центральный замысел Евангелия и прихода – сделать из всех людей, всех народов Земли, сделать один, единый народ, христиан.

Поэтому мы с вами знаем, когда есть сейчас всякие такие языческие организации, и вот они-то как раз за то, что наш народ самый лучший, наш народ самый замечательный –русский народ. И, как правило, именно они становятся откровенными язычниками. И даже когда они по внешности вроде именуют себя православными, то избегают названия “православные христиане”, потому что слово “христианин” сразу ко многому обязывает, а “православный” – значит я прав, а все остальные не правы, соответственно. Надо помнить, что “православный” – это прилагательное, православный – это ортодоксальный. Есть ортодоксальные иудеи, ортодоксальные марксисты, буддисты, конфуцианцы, и так далее. А “православные христиане”, когда мы в ектенье молимся, и всех православных христиан поминаем, молимся за всех братьев, за всех христиан вообще. Это слова из нашей литургии, это не я придумал сегодня.

Поэтому нам важно помнить об этом, что замысел Божий – это именно соединить все народы. А когда начинается какое-то превозношение: “вот наш самый лучший, наш самый замечательный, и так далее”, то Господь нам напоминает, что и среди других народов находятся замечательные, глубоко верующие люди. И среди самарян, и среди римлян, и многих, многих других. Мы это уже понимаем. Поэтому давайте с вами размышлять над этими строками, и особенно я бы сегодня посоветовал прочесть внимательно Послание к Ефесянам, которое посвящено именно посланию о Церкви. И, может быть, в Синодальном переводе его труднее понимать, в новом переводе (кто купил новый перевод Библии, изданный Российским Библейским обществом) там этот текст как раз делает более понятным содержание, вот этот замысел Божий: создать единый народ, чтобы не было вражды. Господь Своей смертью убил вражду на нём, потому что открыл нам новый путь обращения к Богу всех людей Земли, чтобы был единый народ. Как говорит Господь: “и будет едино стадо и един Пастырь”.

Аминь.