протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 декабря 2011

Фонограмма


 

Еф. 4:1-6

1Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,

2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,

3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;

5один Господь, одна вера, одно крещение,

6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

 

Лк. 12:16-2

16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 

Богородицы:

Евр.9,1-7

1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:

2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,

4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,

5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;

7а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

 

Лк. 10:38-42; 11:27-28

38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В этом году, как вы видите, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы пришёлся на воскресный день, и поэтому вы слышите чтение двух евангельских отрывков из Евангелия от Луки. Одно, первое чтение – воскресное, а второе – то, которое читается на Богородичном празднике, о том, как Марфа и Мария приняли Господа.

Первое чтение обычно называется “притча о безумном богаче”. Притча о том, как человек получил небывалый урожай и размышлял, чтобы такое с ним сделать, чтобы его эффективно использовать. Решил сломать свои все амбары, житницы, построить новые, гораздо большего размера, туда всё это дело положить и сказать душе своей: “душа, ешь, пей, веселися, много богатств у тебя лежит, на многие годы”. А Господь ему сказал: “безумный! твою душу сегодня же у тебя заберут (то есть, ты сегодня же умрёшь) и кому останется всё то, что ты приготовил в таком изобилии?”. Вот эта притча, она нам ещё раз и ещё напоминает о том, каким должно быть христианское отношение к богатству. Потому что, к сожалению, в нашем обществе мы сейчас очень хорошо видим, богатство, и то, что называется “телец золотой”, занимает центральное место в жизни большинства людей. И это пришло на смену некоей утопии коммунистической, вот построим когда коммунистическое будущее, там всем будет житься хорошо, справедливое общество и так далее. Но, как видим, из этого ничего не получилось и страна наша вернулась на тот путь, по которому идёт в общем-то большая часть человечества, который тоже имеет свои, конечно, пороки, тоже строится на эгоизме. Главное – поиски богатства, денег и всего прочего. Ну понятно, что в наших условиях это как-то приобретает особенно гротексные формы.

И вот эта притча для нас необычайно важна. И важно ещё вот что: в какой контекст евангелист Лука помещает эту притчу. Перед этим ведь идёт рассказ о том, как один человек подходит к Нему и просит “скажи моему брату, чтобы он разделил со мной имение”. А Господь сказал: “ кто Меня поставил судить вас?” И после этого сразу говорит об этом безумном богаче, что жизнь человека не зависит от его имения. Но важно ещё посмотреть, а что было перед тем, как этот какой-то человек пришёл просить, чтобы разделить его имение с братом. Видимо, брат был первенец, ему всё досталось, а следующий за ним младший брат решил, что это несправедливо, и вот ищет, так сказать, Господа, Который разумно говорит, Который не следует формально заповедям Ветхого завета, а рассуждает всё, так сказать, справедливо. И вот с этим вопросом и обращается. Но в какой момент? Что перед этим было? А перед этим Господь говорит, что они идут в Иерусалим и о том, что “кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет перед ангелами Божиими”. И далее о том, что “когда поведут вас к начальствам, властям, не заботьтесь, как и что отвечать или что говорить, ибо Дух Святой научит вас в тот час: что должно говорить, как вести себя во время испытания, в то время, когда человеку приходится держать ответ за свою веру”. И вместо того, чтобы это воспринимать, вот этот человек из толпы бросается со своим вопросом, со своей проблемой. Как часто мы, встречаясь в жизни с чем-то, несомненно, более важным, чем что-то вот наше, мы всё-таки вот с нашим вперёд. И поэтому Господь, как бы укоряя его, говорит вот эту притчу “о безумном богаче”.

А после следует как раз, повествование о другом: насколько прекрасна другая жизнь, без этой сверх заботы о каком-то сверхбогатстве. И в самом деле, вот эти безумные богачи, мы и так их видим много вокруг нас, мы и сейчас их имена знаем, но, как вот здесь, в Евангелии, рассказывается о другом, тоже богаче, и Лазаре, и даже имя не называется, и он оказывается в муках. И вот люди, которые стремятся к этому высшему слою общества, стремятся к богатству, они уже становятся рабами своего окружения. Уже неудобно иметь на руке часы дешевле 20-ти тысяч долларов, неудобно иметь яхту меньше 3-х миллионов долларов, или не купить какой-нибудь замок в Шотландии или Германии, что-нибудь в этом роде. А за счёт чего всё это создаётся? Создаётся за счёт эксплуатации тех людей, которые беззащитны, на стройках работают, гастарбайтеры, и так далее. Множество людей остаётся без работы, потому что предприятия уводятся куда-то в место, где можно подешевле всё это произвести, а что там люди остались без работы – это всё неважно. Но это всё не те люди, которые составляют ориентиры нации. Когда мы вспоминаем об Александре Александровиче Солженицыне, об Андрее Дмитриевиче Сахарове, о Дмитрии Лихачёве, об отце Александре Мене, о митрополите Антонии Сурожском, о патриархе Алексии, мы понимаем что вот – соль земли. Вот – честь и достоинство нации. И они дают ориентиры людям, они живут истинными ценностями, а не те люди, которые заботятся о несметных богатствах для приобретения яхт, мерседесов всяких и так далее.

И Господь говорит нам, почему так прекрасно стремление именно прежде всего к духовной жизни. Потому что это определяет человеческое счастье, а не огромные богатства. Я знал некоторых людей, которые имели огромные богатства и были глубоко несчастны, и в семье, и дети их оставляли желать много самого лучшего. Так что дальше Господь говорит о том, что “посмотрите на лилии, как они растут, не трудятся, не прядут, но и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них”. Есть замечательный эпизод в маленькой книжечке Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Такой фантастический роман, будущее Америки, когда целиком уничтожены церкви, Евангелия и всё прочее, но вдруг в каких-то людях, пожарных, которые уже не тушат пожары, а только сжигают книги, малейшие намёки на них, а 451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой загорается и горит бумага. И вот один из них, испытывающий такую страшную жажду по чему-то такому, что он даже не знает, и, сжигая очередную библиотеку у какой-то несчастной женщины, он вдруг находит для себя обрывочек бумаги, на котором написано “не трудятся, не прядут”. “Не трудятся, не прядут”, он всё время повторяет эти слова, где-то он их когда-то слышал в глубоком детстве. Это об этих самых лилиях. И далее слова о том, что “и Соломон не одевался в славе своей лучше, чем каждая из них”. Поэтому прежде всего ищите не то, что ищут люди мира сего, ваш Отец знает, что вы имеете нужду в том. Чтобы не было сверхзаботы. Конечно, человеку нужно одеваться, обуваться, и всё прочее. Но, что бы то ни было, главным предметом, целью его существования – “наипаче ищите Царствия Божия и это всё приложится вам”. Если вы будете искать Бога, будете искать эти духовные ценности, то и материальные ценности будут созидаться. И у вас самих будут и силы, и мудрость, и вокруг нас будет созидаться общество, которое действительно будет созидать не для того, чтобы захватить себе, не поделиться с кем-то, а именно для того, чтобы это богатство кому-то давать, делать кого-то счастливее. Когда мы приобретаем что-то сверхнужное, так сказать, как бы случайное, то первая мысль, вероятно, должна быть такая – с кем бы этим поделиться, а не тем, как бы мне это положить получше и подольше сохранить, когда-нибудь мне пригодится.

И вот праздник, который сегодня совпадает с воскресным днём, Введение во храм Пресвятой Богородицы, нам ещё и ещё раз подчёркивает вот эту духовную ценность жизни, для которой мы призваны, жизни человеческого духа. Маленькая девочка приводится в храм, в Святая Святых, о котором говорится в сегодняшнем чтении послания к Богородичному чтению, вот то, где действительно средоточие духовных благ, средоточие предстояния человека перед Богом. И в этом приведении во храм есть важный момент исполнения обетов, во-первых. Во-вторых, есть удивительный такой штрих, что девочка оказывается в храме, не в детском саду, не на площадке для детей, где игры, качели и всё прочее, она уже отказывается как бы от этой детской жизни и уже очень рано становится взрослой, уже очень рано становится зрелой. И благодаря этому она становится тем сосудом, в котором соединяется Божественная и человеческая природа. Приходит Спаситель в мир, по согласию Её человеческому. “Се, раба Господня да будет Мне по слову Твоему”.

И вот для нас так важно осознать, что именно участие в жизни Церкви, где люди собираются, чтобы вместе лучше слышать и узнавать Бога, именно это средоточие жизни определяет состояние и общества и души каждого из нас. Потому что вот именно это даёт человеку подлинное, настоящее счастье, а не только материальные блага, которые могут быть лишь средством, но никак не целью. Пусть сегодняшнее евангельское чтение и его совпадение с этим замечательным праздником Введения во храм, станут для нас темой для размышления, по крайней мере в сегодняшний день, после литургии.

Аминь.