протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 декабря 2011

Фонограмма


Еф. 5:8-19

8Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света,

9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10Испытывайте, что благоугодно Богу,

11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

13Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

18И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

 

 Лк. 13:10-17

10В одной из синагог учил Он в субботу.

11Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

15Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Мы сейчас слышали краткий рассказ из Евангелия от Луки об исцелении женщины, которая страдала каким-то непонятным недугом, и была согнута и не могла распрямиться 18 лет. Иисус исцеляет её, и народ весь радуется, кроме начальника синагоги, который должен был присматривать за порядком. И он был возмущён, что Иисус исцелил в субботу. И сказал народу, что есть шесть дней, вот в них приходите получать исцеление, а не в день субботний; что это время, когда нельзя делать никакой работы, время, когда можно только молиться. А Господь сказал ему: “Лицемер! ведь каждый из вас в субботу ведёт напоить осла или вола, отвязывает его и ведёт. Иначе он погибнет, ему будет плохо, этому животному. А тем более эта женщина, которая 18 лет была связана, и разве не в день субботний, в день радостный, праздничный, обращения к Богу, нужно было её исцелить?”. И весь народ радовался этому удивительному милосердию и той силе, которую Господь проявил для исцеления этой женщины.

Но нам важно здесь обратить внимание не только на это повествование о милосердии и власти Господа над нашими немощами, а на то, в какой контекст помещает евангелист Лука этот рассказ. И, как правило, это всегда способствует лучшему пониманию текста и тому, что хочет сказать евангелист в этом повествовании. Потому что эти эпизоды, они строятся не случайно, определённое за ними стоит богословие, определённое развитие мысли. И вот перед этим есть два эпизода. Первый, о том, как некие галилеяне, то есть жители Галилеи, приносили жертву в храме, и что-то там произошло, и Пилат отдал жестокий приказ, их убили, так что их кровь, этих жителей Галилеи, смешалась с кровью их жертв. Вот так жестоко с ними расправился по какой-то причине непонятной. А Господь сказал: “Думаете, они были всех виновнее? Нет. Но вы все так погибнете, если не покаетесь”.

Это – первый эпизод, который стоит перед этим в начале 13-й главы Евангелия от Луки, а следующий за ним – рассказ, притча, в которой Господь говорит о том, что у некоего человека был сад, в саду смоковница, и она не приносила плодов. И он говорит садовнику: “сруби её, на что она место занимает?”. А садовник говорит: “да, но только позволь ещё один годик, обложу её навозом, может быть, она через год принесёт плоды. Если нет, тогда её срубишь”. И после этого – рассказ как раз об этой согнутой женщине. Казалось – какая связь? Для современников Иисуса и Луки связь была совершенно очевидна. Жестокая расправа римского наместника с людьми в храме. Израиль находится под оккупацией, и вот такая жестокая расправа. Но Иисус говорит: не только они были в чём-то виноваты. А весь народ в чём-то виноват. Что-то он делает не так. Может быть, это были какие-то террористы, которые желали освободиться, и всякие заговоры составляли, и навлекли на себя такую жестокую расправу. Или какая-то ещё другая была причина, потому что эти восстания маленькой Иудеи против огромного Рима, конечно, были совершенно бессмысленными. В 70-м году, уже после Рождества Христова, они привели к полному уничтожению страны, потому что несоразмерной была эта мощь. И нередко бывало так, что пророки говорили – нет, вам не нужно сражаться против вавилонян, а нужно сдаться и покориться этой силе. Цари не слушали пророка Иеремию, гноили в тюрьме, обвиняли, что “ты ослабляешь руки воинов”, а пророк говорил: “да, но тебя за это ослепят, а народ будет весь отведён в плен”. Что и произошло. То есть всякое действие должно быть осознанным. Не просто вот я из гнева делаю то-то и то-то, не задумываясь о последствиях и не соразмеряя свои силы.

И поэтому следующая притча говорит о том, что народ не приносит того плода, который Господь от него ожидал. Плода благочестивой жизни, плода смирения, плода добрых дел. Вот об этом надо было прежде всего думать, а не о сопротивлении римским войскам, которое было совершенно бесполезно. И следом евангелист как раз рассказывает этот эпизод об исцелении этой согнутой женщины. Почему так? Какая связь, казалось бы, между тремя этими эпизодами? Расправа жестокая в храме, бесплодная смоковница, которой даётся ещё шанс – один год, и вот эпизод с исцелением согнутой женщины, против которого очень негодовал начальник синагоги.

Совершенно ясно, что Иисус говорит, что это один из примеров того, что вам не нужно было бы делать, что нужно давно было оставить, потому что суббота не только для отдыха и молитвы, но и для добрых дел. И неоднократно Иисус совершает чудеса именно в субботу, показывая, что есть какие-то обычаи, которые давно следует оставить. Что они связывают народ, его нравственность, его энергию, его труд. До сих пор в Израиле ортодоксальные иудеи придерживаются очень многих правил, в частности, там нельзя зажигать свет во время субботы, а если даже идёт в туалет, ну, всё в темноте. Помню, Лев Эммануилович Разгон делился впечатлениями от поездки в Израиль и рассказывал: “Я понимаю, конечно, да, традиция, обычаи, но почему же не зажигать свет-то в туалете? Это же неудобно, понимаете?”. Совершенно ясно, что какие-то обычаи становятся уже нелепыми. Они должны быть оставлены. Есть у человека свойство придерживаться старины: а вот наши отцы так спасались, деды спасались, и мы так будем делать, хотя время уже совершенно другое. И то благочестие, которое было важным и творческим когда-то, становится помехой, преградой и узами для духовной жизни, и вообще жизни человека. И это свойственно, конечно, не только иудаизму первого века, но и многим-многим, последующим религиозным общинам.

И затем приводится (тоже казалось бы странно – зачем?), Господь после этого говорит притчу о закваске. Малая закваска кладётся и квасится всё тесто. Горчичное зерно сеется – большое дерево. Какая связь? Связь очень простая, потому что человек, выслушав этот рассказ Луки, может сказать: ну какая-то мелочь? какая-то женщина там, ну подумаешь исцелили, не исцелили – какая разница? В конце концов, можно было соблюсти традиции и не исцелять. Для чего это было нужно, это доброе дело? А евангелист как раз этим и говорит нам о том что да, Царствие Божие оно подобно этой крошечной закваске. Вот это добро, которое приходит в мир, оно не остаётся незамеченным, а вслед за ним начинает расти больше, больше. Больше людей начинают понимать, что надо избавляться от чего-то, что оказывается узами для духовного роста народа. Как у нас всё время полемика вокруг женщин: ходить в брюках, не ходить в брюках. Тоже можно сказать: “вы сами тепло одеваетесь, почему женщины должны в юбке ходить?”. Так что, к сожалению, это присуще людям. Конечно, здесь необходима мудрость, чувство меры, потому что иначе можно и от хорошего освободиться. Во всяком случае, об этом нам говорит Господь, что человеческая нужда, доброе дело, освобождение от чего-то, что сковывает человека, может быть совершено и тогда, когда, казалось бы, это входит в противоречие традиции.

Аминь.